Глава «Росгосстраха» Даниил Хачатуров посетовал недавно в радиоэфире, что утвержденные в 2003 году тарифы ОСАГО не меняются уже 9 лет. За это время они должны были подняться в 2-3 раза. Он заявил, что причина заниженных выплат заключается в финансовых проблемах компаний. Руководитель одной из крупнейших страховых фирм считает, что без пересмотра тарифа ОСАГО страховщики вынуждены будут закрывать убыточные подразделения. При этом в первую очередь пострадают, естественно, регионы – в некоторых из них и вовсе может не остаться ни одной страховой компании.

Причины расстройства Даниила Хачатурова мало понятны – «Росгосстрах» и так занял первое место по объему премий, собранных за полисы ОСАГО, а доля этой компании на рынке составляет 32%. Причем занявшие второе и третье места страховщики заметно отстают по доле – за душой «РЕСО-Гарантии» 9% рынка, а «Ингосстрах» заведует 7% рынка.

Страховщики уже давно жалуются на свои проблемы, мол, выплаты от страховых возмещений превышают суммы, собранные за полисы, компании работают буквально себе в убыток. Несомненно, кризис 2009 года действительно сильно ударил по страховому рынку, с тех пор немало компаний лишились своих лицензий, не удержавшись на арене. Однако, это лишь расчистило поле для крупных игроков. Причем уже в 2010 году рынок ОСАГО вырос до 92,5 миллиардов рублей, его рост составил 7,8%.

Кроме того, цифры говорят об обратном: в 2011 году средняя стоимость полиса ОСАГО составила 2 672 рубля, а это на 7% больше, чем годом ранее. Причиной роста стало то, что полгода назад были повышены некоторые коэффициенты: территориальные, коэффициенты по мощности двигателя, коэффициенты периода использования транспортного средства, а так же коэффициенты для юных и малоопытных водителей. Более того, несмотря на рост стоимости полисов ОСАГО, объем средней страховой выплаты сократился на 1% по сравнению с 201 годом, составив 23 325 рублей.

В конце прошлого года РСА провел пресс-конференцию, где рассказал об итогах своей работы с января по октябрь 2011 года. За 10 месяцев прошлого года было заключено 32,3 миллиона страховых договоров, получено 83,6 миллиарда рублей страховых премий, заявлено 2 миллиона требований о возмещении вреда, урегулировано 1, 97 страховых случаев и осуществлено 45,7 миллиардов рублей страховых выплат. Еще тогда президент РСА Павел Бунин сказал, что повышение базового тарифа ОСАГО необходимо – за 9 лет он ни разу не подвергся индексации.

Автомобилистов притесняют со всех сторон – топливо дорожает день ото дня, только недавно уровень стоимости был заморожен, видимо, перед выборами. А после 4 марта, скорее всего, снова поползет вверх. Да и коэффициенты ОСАГО не стоят на месте, базовый тариф хоть и не меняется, но страховка обходится все дороже. Тем более не стоит забывать, что у страховщиков есть еще одна статья доходов – полисы КАСКО. Вот здесь они могут разгуляться от души! И повышать страховой взнос за угоняемые модели, и варьировать скидки. К примеру, весной 2011 года стоимость страхового полиса КАСКО на Honda CR-V составляла от 70 до 120 тысяч рублей. Неплохой разброс, правда? Тем более с учетом того, что с каждым годом российский автопарк становится все моложе, а при покупке нового автомобиля в большинстве случаев приобретается и полис КАСКО.

Видимо, чтобы не отвлекать руководство страны от политической борьбы, страховщики отложили свой официальный запрос на повышение тарифа ОСАГО до окончания выборов. Автовладельцам захочется, естественно, отдачи от страховщиков – если сейчас кто-то махнет рукой на несправедливый подсчет выплаты на ремонт, то за столь недешевый полис можно будет и экспертизу провести, и в суд подать. Потому что обманы и занижения стоимости ремонта все равно останутся, нечестные на руку сотрудники страховых компаний все равно будут стараться максимально сократить «убыток» фирмы. Но если после выборов все же примут повышение ОСАГО, машин на дорогах меньше не станет. Купить страховой полис раз в полгода-год – это ведь не каждую неделю чесать затылок перед заправкой, выбирая где бензин дешевле на 30 копеек.