Ситуация с ценами на автомобильное топливо в России давно превратилась в грустный анекдот: поставляемый на экспорт бензин стоит дешевле как в сопредельных странах, так и в США, в определенные периоды цены снижаются, однако где угодно кроме России. Нет никаких сомнений в том, что вскоре психологическая отметка, равная 30 рублям за литр 92-го, будет успешно преодолена. И параллельно с этим нет никаких надежд на то, что цены будут хотя бы минимально снижаться. По мнению экспертов Федеральной антимонопольной службы (ФАС), условия, в которых бензин мог бы подешеветь, будут созданы только в 2015 году. И не факт, что даже тогда нефтяники умерят свои аппетиты.
Основное препятствие – налоги, доля которых в стоимости топлива уверенно стремится к европейскому уровню. Как уверяет заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин, в США она составляет 15 процентов. В странах Старого Света – 70-80. В России же на данный момент – 55-65 процентов. Единственное спасение для автомобилистов – в скорейшем переходе НПЗ на выпуск современного высокоэкологичного топлива, считает чиновник.
«Перед ними стоит задача в 2015 году перейти на выпуск бензина стандарта Евро-5. Для него предусмотрена ставка акциза на уровне примерно 5000 рублей за тонну. Акциз на бензин стандарта Евро-3 – порядка 10-11 тысяч рублей. Разница, как видите, существенная», – заявил Голомолзин в интервью «Российской газете».
На сегодняшний день никаких предпосылок к тому, что бензин упадет в цене хотя бы на несколько десятков копеек, нет. Это могло бы случиться, если бы была одобрена одна из инициатив ФАС. «Мы предлагали повышать акцизы постепенно, с темпом инфляции, и сделать их гибкими: при росте цен на внешнем рынке – снижать, а при падении в определенном диапазоне, скажем, с 130 до 90 долларов за баррель, наоборот, повышать. Тогда можно было бы, с одной стороны, защитить внутренний рынок от необоснованного роста стоимости топлива, а с другой – уберечь экономику от вредных для нее ценовых колебаний», – рассказал замглавы ведомства. Однако это предложение было в Минфине отвергнуто. За год средняя розничная цена литра бензина Аи-95 в Москве выросла с 27 руб. в январе 2011 года до 28,30 руб. в январе 2012 г. И рост цен продолжится, причем после мартовских выборов президента цены на топливо могут начать расти в геометрической прогрессии – нефтяники постараются за счет производителя вернуть инвестиции в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов.
Слабое, но все же утешение: в ФАС уверены, что в ближайшие годы качество бензина будут улучшаться и автомобили, колесящие по российским дорогам, смогут наконец-то питаться достойным продуктом, а не сомнительным нефтяным «фаст-фудом». «Чтобы потребитель понимал, какое топливо он покупает, есть идея маркировать качественный бензин прямо на заправке, в кассовых чеках. Если вы заправились, к примеру, 95-м бензином пятого класса, а его качество не соответствует стандарту, вы вправе будете предъявить претензии к поставщику и к тем, кто осуществляет заправку. Надеемся, что система маркировки появится уже в нынешнем году. Таким образом будет установлено четкое соответствие между ценой и качеством», – в частности, заявил Анатолий Голомолзин.
Между тем антимонопольщикам было дано ответственное «бензиновое» поручение на самом высшем уровне: президент Дмитрий Медведев вменил в обязанность главе этой службы Игорю Артемьеву провести мониторинг розничных цен на автомобильное топливо, а также наказать виновных в их искусственном завышении. Впрочем, как показывает опыт последних лет, это вряд ли как-то изменит ситуацию на топливном рынке и уж тем более не снизит ценники на городских и междугородных АЗС.
Александр Кузьмин
autonews.ru
Обзоры
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат