3 июля российские автоинспектора отпразднуют 75-летие создания службы безопасности дорожного движения

Накануне юбилея на вопросы «АиФ» ответил Виктор Нилов, генерал-майор полиции, недавно назначенный на должность начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД России.

Штрафов мало

«АиФ»: - В последние годы штрафы за нарушения ПДД постоянно растут. Насколько это эффективно?

В.Н.: - Своевременное и адекватное реагирование законодательства на ситуацию, несомненно, её меняет. Стало меньше наездов на пешеходов, реже страдают перевозимые в авто дети, число аварий с участием пьяных автолюбителей снизилось почти наполовину. Но рассчитывать только на увеличение штрафов нельзя. К сожалению, сегодня соблюдение ПДД не считается для многих примером правильного поведения. Есть люди, гордящиеся тем, что нарушают принятые законы и нормы. С такими нужно разбираться по всей строгости. А параллельно вести разъяснительную работу

и с родителями, и с детьми, и с обществом в целом.

«АиФ»: - Количество аварий с автобусами увеличивается с каждым годом. Что делает ваша служба для борьбы с этим злом?

В.Н.: - В последнее время всё больше автобусов становятся частной собственностью и выходят из сложившейся системы контроля за безопасностью на транспорте. Законодательство не успевает за этими изменениями. Как повлиять на собственника, который сам себе медик, шофёр и контролёр? Коммерсант старается экономить на всём. Ему всё равно, в каких условиях работают его водители, их режим труда и отдыха, какой выбран маршрут движения… Словом, экономика идёт вразрез с безопасностью. И как следствие - человеческие жертвы…

Для того чтобы компенсировать возможность человеческой ошибки, надо ставить на трассах барьерные ограждения, наносить качественную разметку, грамотно рассчитывать расположение мест отдыха водителей и т. д. Мировой опыт показывает, что предотвратить сто процентов ДТП невозможно. Значит, необходимо бороться за минимизацию последствий аварий.

«АиФ»: - Страшными трагедиями всё чаще становятся и столкновения на железнодорожных переездах. Может быть, стоит наконец оборудовать их специальными устройствами, ограничивающими движение?

В.Н.: - Поскольку для этого потребуются огромные затраты, вряд ли получится быстро реализовать такое решение. На мой взгляд, имеет смысл пытаться вообще избегать подобных ситуаций. В местах наиболее интенсивного движения поезда и автомобили надо разводить на разные уровни. Свой вклад в модернизацию переездов должны вносить и железная дорога, и прочие ведомства.

На взятки - табу

«АиФ»: - Говоря о взятках и коррупции, граждане часто приводят пример автоинспекторов. Что, кроме проводящейся сегодня аттестации сотрудников органов внутренних дел, позволит оставить такие ассоциации в прошлом? Почему так медленно идёт оснащение машин ДПС камерами, диктофонами и устройствами безналичной оплаты штрафов?

В.Н.: - Применение технических средств - одно из приоритетных направлений в сфере борьбы с коррупцией в правоохранительных органах. Сегодняшние нормативные акты позволяют участникам движения при общении с полицейскими вести аудио- и видеозапись. В случае возникновения конфликта это помогает добиться более объективного разбирательства. Прекрасным примером является огромное число записей, сделанных на видеорегистраторы, установленные на авто россиян. Необходимо и повышение профессиональной подготовки наших сотрудников. Инспектор должен осваивать азы психологии. Общая агрессивность участников дорожного движения растёт. Часто человек, остановленный полицейским, уже серьёзно заведён. И конфликт нужно гасить в зародыше. К сожалению, сегодня этому не учат. В связи с частыми изменениями законодательства возникают проблемы с неправильным толкованием норм и трактовкой нарушений. Мы будем уделять особое внимание своевременному и качественному обучению инспекторов.

Будет развиваться и система фото- и видеофиксации нарушений. Несмотря на большой объём необходимого финансирования, приборы продолжают устанавливаться и на федеральной, и на территориальной дорожной сети. Больше всего их в населённых пунктах, где совершается до 80 процентов всех ДТП.