Ночные кошмары автовладельцев скоро обернутся реальными проблемами. А штрафы за неправильную парковку и еще целый ряд нарушений ПДД вырастут в разы и даже десятки раз. В пятницу Госдума во втором чтении (а значит, он уже почти наверняка дойдет до подписи президента) приняла закон с неприметным названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
В частности, парковка под знаком «Остановка запрещена» с 2012 года обойдется не в символические для многих 100-200 рублей – как сейчас, а в 1500. Причем в Москве и Санкт-Петербурге – вдвое дороже. Пересказывать весь проект в этой колонке, видимо, неуместно, стоит лишь упомянуть, что значительно строже станут наказания за все нарушения ПДД, усугубляющие проблему пробок, – от выезда на перегруженный перекресток до стоянки на трамвайных путях.
Если все это будет окончательно одобрено, по части штрафов за неправильную парковку мы догоним, а то и обгоним Америку. Я специально сверился: в Нью-Йорке штрафы за нее сейчас находятся в диапазоне $65-115 в зависимости от особенностей прегрешения, в Бостоне – $25-120.
Нельзя сказать, чтобы американцы (равно как и жители других стран, где штрафы тоже весьма высоки) были в восторге от этих тарифов. Но там за десятилетия высокого уровня автомобилизации населения выработался определенный консенсус: вождение – не право, а привилегия, ограничения на парковку – неизбежное зло, с которым приходится мириться.
Речь идет о компромиссе перед частным благом и общественным. С первым все более или менее просто: все мы ценим удобство перемещения на личном авто, не говоря уже о том, что зачастую это оказывается дешевле, чем пользоваться общественным транспортом.
Со вторым – несколько сложнее. Пробки не позволяют скорой помощи и пожарным вовремя спасать жизни. Всякий раз, видя застрявший где-нибудь на Третьем кольце микроавтобус с красным крестом, я вздрагиваю – кого-то могут вовремя не довезти до реанимации. Но речь не только о жизнях: города – это прежде всего место для бизнеса, невозможность перемещения по ним снижает деловую активность, снижает темпы экономического роста, а значит – в долгосрочной перспективе – уровень и качество жизни всех его жителей. Не только тех, кто ежедневно теряет драгоценные часы в бесконечных пробках.
Качество жизни, кстати, снижается не только в отдаленной перспективе, но и прямо сейчас. Опоздали в театр, не поехали лишний раз в гости? Или стоит напомнить о том, что на холостом ходу выхлоп автомобиля содержит куда больше всякой дряни? А в результате нечем дышать всем...
Так что если мы хотим, чтобы наши города (в первую очередь речь идет, конечно, о Москве) превратились в нечто более приспособленное для человеческой жизни, нам придется идти на эти компромиссы – сокращать количество автомобильных поездок, становиться более законопослушными в отношении того, где можно поставить машину, а где все же не стоит.
На этом месте кто-нибудь обязательно решит, что его «агитируют за советскую власть». Не дождетесь. Потому что дальше придется напомнить, что путь, по которому пошла Госдума (по крайней мере на этот момент), – чуть ли не самый идиотский из возможных. И если не будет сделано еще несколько шагов, ни к чему, кроме возмущения городских жителей, эти решения не приведут.
Начнем с того, что не сделано никаких шагов по созданию парковочной полиции. То есть налагать штрафы будут те же сотрудники ГАИ-ГИБДД, или как там они сейчас называются. В Москве в каждый момент времени не по правилам припаркованы десятки, если не сотни тысяч машин. У дорожной полиции физически нет и не будет возможности обеспечить протоколами всех. А значит, продолжатся и избирательное правоприменение, и коррупция – она неразрывно связана с избирательностью.
Не готовы к нововведениям и российские суды. Штрафы можно и нужно оспаривать, но что делать, если сейчас штрафов за парковку практически нет и их уж точно никто не оспаривает, а завтра они польются тысячами и десятками тысяч в день? Где та судебная инфраструктура, которая сможет обеспечить справедливость правоприменения?
При этом даже страх драконовских штрафов не сделает московских водителей законопослушнее – во многих, если не во всех, районах города зачастую поставить машину легально просто невозможно. Не удивлюсь, если аккуратный подсчет выявит, что в Москве вообще невозможно добиться того, чтобы большинство машин стояло по правилам. По крайней мере в тех районах, где я бываю регулярно, количество машин для этого должно было быть меньше раза в два. Остальным Госдума прописала по три тыщи рублей штрафа плюс платный эвакуатор. Ежедневно.
Чтобы хотя бы уменьшить возмущение, властям надо бы позаботиться хотя бы о том, чтобы убрать с улиц избыточные знаки о запрете остановки и стоянки. И строить-строить-строить парковочные места – наземные, подземные, под водой и на крышах домов. Потому что вводить правила, которые невозможно исполнить даже стремящемуся к законопослушности гражданину, как минимум неразумно. А на самом деле это лучший способ подорвать остатки своего авторитета и настроить против себя даже наиболее лояльных граждан.
Исполнен может быть лишь закон, который может быть исполнен. Так что, сдается мне, если у властей сохраняется хотя бы толика здравого смысла, введение этого закона в силу будет отложено.
Максим Кваша
Обзоры
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат