В январе 2010 года Tesla Motors заявила о выходе на IPO. Но сможет ли компания завоевать себе прочное место под солнцем в жестком мире американского автомобильного бизнеса? Шесть исторических примеров неудачных автомобильных стартапов, рассмотренных порталом CNNMoney, дадут представление о "подводных камнях" американской автоиндустрии.
Если Tesla выйдет на IPO, это будет первый случай подобной процедуры для компании производителя электрокаров. Более того, Tesla станет первым автопроизводителем США, вышедшим на публичный рынок ценных бумаг со времен IPO компании Ford в 1956 году. Но производителю электрокаров все еще надо получить свою прибыль, а история развития молодых автомобильных компаний в США знает множество неудачных примеров - ведь автомобильный рынок давно поделен между гигантами автоиндустрии. Самые яркие из таких неудач мы рассмотрим в этом материале.
Crosley Motors (1939 - 1952)
Промышленник из города со смешным названием Цинциннати и пионер радио-индустрии Пауэл Кросли младший (Powel Crosley) начинал как продавец радиол и автомобильных запчастей по прямой почтовой рассылке. В 1934 году Кросли уже был главой радиовещательной корпорации и владельцем местной бейсбольной команды. Однако бизнесмена манил автомобильный рынок, который он решил завоевать, заняв нишу производителя бюджетных автомобилей. В 1939 году Кросли представил одноименный автомобиль. Это была маленькая экономичная двухдверная машина, стоившая всего $250, продававшаяся в обычных универмагах и "кушавшая" всего 4,7 л/100 км.
В военное время продажи малышки Crosley росли по мере того, как бензин становился все более дорогим удовольствием. По окончании войны модельный ряд пополнился седаном, универсалом и пикапом. Более того, стараясь идти в ногу со временем, в 1949 году выпустили заряженную версию автомобиля. Однако несмотря на все это, интерес покупателей к Crosley падал по мере роста популярности автомобилей "детройтской тройки". Компания протянула еще три года и разорилась, не выдержав конкуренции.
Tucker Corporation (1944 - 1949)
Когда в послевоенное время Детройт начал снова производить автомобили, но все еще не наладил разработку новых дизайнов, предприниматель Престон Такер (Preston Tucker) решил воспользоваться ситуацией и создать свой автомобиль - автомобиль будущего. В 1948 году он увидел свет под названием Tucker'48. Интерес общественности к нему был высок, поскольку кроме яркого дизайна Такер обещал множество технических усовершенствований, как новых, так и хорошо забытых старых.
Задолго до того, как создать свой автомобиль, Такер поднял $40 млн на торговле ценными бумагами. Этот факт его биографии и стал ахиллесовой пятой автопроизводителя. В прессе поднялась шумиха, ставящая под вопрос законность финансовых операций Такера, причем дело даже довели до суда. С очень большой вероятностью, "шумиха" была организована разволновавшейся "детройтской тройкой" с целью убрать конкурента. Виновным в финансовых махинациях Такера так и не признали, но испорченный имидж поставил жирный крест на блестящем будущем его автомобильного бизнеса. Теперь Tucker'48 можно найти разве что в музее.
Cunningham Motors (1950 - 1955)
Яхтсмен и гонщик Бриггс Каннингем второй (Briggs Cunningham II) не был новичком в бизнесе. Его семья владела долей в компаниях Procter&Gamble и B&O Railroad. После второй мировой войны у него появилась мечта создать американскую спортивную машину, которая могла бы конкурировать с знаменитыми европейскими болидами. Он набрал команду инженеров и в течение нескольких лет выпустил целый ряд моделей.
Первый большой успех пришел к Каннигему в 1952 году, когда его C-4R заняла четвертое место в гонке Le Mans. Однако несмотря на это, автомобили не пользовались спросом, и фирму пришлось закрыть в 1955 году. Итог - 37 выпущенных автомобилей и никакой прибыли.
Bricklin Motors (1974 - 1976)
Предприниматель Малкольм Бриклин (Malcolm Bricklin) сколотил состояние, развивая семейную сеть хозяйственных магазинов в штате Флорида. В 1960 году он заинтересовался автомобильной отраслью и создал компанию Subaru of America, купив у японского автопроизводителя исключительное право продавать Subaru в Америке. Позже Бриклин решил сам стать автопроизводителем и создал Bricklin SV-1, спортивную модель в кузове из фибергласа с открывающимися вверх дверями а-ля "крыло чайки". Производство открылось в 1974 году в Нью Брунсвике, в Канаде. Местное правительство спонсировало предприятие Бриклина. Автомобиль SV-1 сравнивали с легендарным Corvette, но высокая цена производства, недостаток капитала и слишком затяжной процесс производства похоронили молодую компанию.
За год предприятие Бриклина выпустило 2854 автомобилей, после чего разорилось, оставив неоплаченным свой долг правительству Нью Брунсвика - $23 млн.
DeLorean Motor Company (1975 - 1982)
Выпущенная компанией DeLorean модель DMC-12 - это та самая легендарная машина времени из фильма "Назад в будущее". Вот ее история.
В 1975 году отличный инженер и бывший менеджер General Motors Джон де Лориан (John DeLorean) основал собственное атомобильное производство с немальньким стартовым капиталом в $200 млн. Предприятие де Лориан решил перенести в Северную Ирландию - помимо высокого уровня безработицы, там были еще и государственные льготы для автопроизводителей. Первая модель вышла с конвейера в 1981 году.
Отсутсвие спроса, высокая себестоимость и невыгодный курс обмена валют между фунтом стерлинга и американским долларом привела компанию к банкротству. Всего за время существования DeLorean Motor Company выпустила чуть меньше 9 тыс автомобилей. Однако "добило" автопроизводителя даже не это.
В 1982 году де Лориан был арестован ФБР по сфабрикованному обвинению в торговле кокаином. И хотя позже его оправдали, банки и правительства отказывались предоставлять де Лориану кредиты, чтобы спасти компанию.
Vector Motors (1971 - 1993)
Джеральд Вигерт (Gerald Wiegert) придумал автомобиль Vector как конкурента Lamborghini и Ferrari. Первое поколение модели вышло в 1972 году, а в 1978 году компания Vector Motors представила Vector W2. По заверениям производителя, автомобиль мог разгоняться до 370 км/ч. В 1989 году компанию переименовали в Vector Aeromotive и выпустили модель Vector W8. Один из таких автомобилей приобрел Андре Агасси за $455 тыс. Однако компания была вынуждена вернуть теннисисту деньги, поскольку автомобиль оказался бракованным.
Всего было выпущено 17 моделей W8 для публичной продажи, один из них снимался в фильме "Восходящее солнце" 1993 года. Затем контрольный пакет акций компании Vector Aeromotive купила индонезийская MegaTech, а Джеральд Вигерт ушел из компании и основал авиакомпанию Aquajet. Правда, говорят, недавно Вигерт начал работу над новым суперкаром, который возродит Vector Aeromotive из небытия.
Автор: Ксения Швецова, менеджер группы проектов Финам.Инфо
Обзоры
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат