Чем отмечен уходящий 2009-й год для всех, кто, так или иначе, связан с российской автомобильной отраслью? Событий много, отметим самые яркие.
Таможня
«Запевом» года стало введение государством повышенных пошлин на ввоз автомобилей. Оно должно было вступить в силу с 1 января, но протесты импортеров привели к тому, что новые пошлины начали взимать только после окончания новогодних каникул.
Правительственные инициаторы этого нововведения уверены в своей правоте. «Мы считаем, что сделали все абсолютно правильно и вовремя», - говорит глава Минпромторга РФ Виктор Христенко.
Однако такая уверенность есть не у всех. На Владивостокской таможне подсчитали, что из-за нежелания предпринимателей ввозить машины по новым ставкам бюджет недополучит до $1 млрд. За первые два месяца таможня потеряла на автомобильных пошлинах почти 24 млн. рублей. Однако подобные «мелочи» власти не смущают, и действие повышенных пошлин продлено.
Вторым ударом по российскому авторынку может стать Таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Эта угроза вызвала озабоченность (запоздалую) Президента РФ Дмитрия Медведева. Однако кроме высочайшей озабоченности, никаких действий от властей не последовало. Уже первые дни 2010 года могут показать, насколько обоснованными являются опасения игроков российского рынка.
Рынок и цены
Российский автомобильный рынок обрушился. По результатам года продажи упадут вдвое. Правда, не все компании пострадали одинаково. Хуже всего на российском рынке чувствуют себя японские автопроизводители. Причина такой ситуации - неблагоприятный курс иены и не слишком адекватная ценовая политика.
Положение с ценами не вполне понятно даже «апостериори». С одной стороны, аналитики с самого начала года регулярно сообщали о росте цен, и предрекали их бурный рост.
Однако такие выводы делались по изменениям официальных прайс-листов импортеров. При этом «другой рукой» представительства вводили скидки, и к ним присоединялись дилеры. Положение продавцов усугублялось значительными размерами стоков. В течение года большинству брендов удалось сократить объемы товарных остатков. Тем не менее, можно ожидать, что после новогодних праздников некоторые бренды будут распродавать автомобили 2008 года выпуска, что не поспособствует подъему цен.
Государство и автопром
Основное внимание российских властей в этом году, естественно, было уделено АвтоВАЗу. Однако волжский автозавод требует более подробного рассмотрения.
Российское правительство приняло (а если быть точным, то продекларировало) ряд мер, призванных поддержать пикирующий российский рынок. Прежде всего, это широко разрекламированная программа льготного кредитования. Однако даже ее плановый годовой объем составлял всего лишь 100 тыс. машин, а в реальности вышло и того меньше: до конца года будет выдано немногим более 65-ти тысяч льготных кредитов.
Были также увеличены бюджетные ассигнования на закупку федеральными органами исполнительной власти в 2009 году машин российского производства. Объем финансирования составил 12,5 млрд. рублей. Правда, управление делами президента РФ отказалось пересаживать российских чиновников на «Волги», предпочтя им BMW.
Другой правительственной программой, реализованной в уходящем году, стала бесплатная перевозка автомобилей отечественного производства на Дальний Восток. Здесь уж полный провал. Перевезено было всего несколько тысяч машин, да и то большинство из них ржавеет на дальневосточных складах. Но это не смущает министров - в будущем году бесплатные перевозки планируется продолжить.
Правительство запускает еще один проект – стимулирование утилизации старых автомобилей. Однако представленный Минпромторгом пилотный проект этой программы продемонстрировал его полную неприемлемость для дилеров.
Еще одной инициативой правительства стало повышение транспортного налога. Однако массовые протесты привели к тому, что Госдума отказалась вносить изменения в Налоговый кодекс.
Следует отметить, что чиновники оценивают свою роль в поддержке автопрома очень высоко. «Если бы государство не предприняло мер, уровень продаж авто и их производство на российском рынке были бы в два раза меньше, чем сегодня», - считает глава Минпромторга РФ Виктор Христенко. Если учесть, что за год будет продано порядка 1,4 млн. машин, то семьсот тысяч «обеспеченных государством» продаж автомобилей никак не получается. Льготный кредит даст, как уже было сказано, 65 тыс. единиц, а объем госзаказа тоже составляет несколько десятков тысяч. Похоже, что у министра в школе было плохо с арифметикой.
В декабре из Минпромторга прозвучали слова о намерении организовать второй автомобильный альянс с участием «крупного российского автопроизводителя» и иностранной компании. Впрочем, не исключено (и даже весьма вероятно), что это заявление - всего лишь попытка обозначить активность, и реально до создания альянса еще очень далеко.
Особую озабоченность вызывает очередной перенос срока предоставления программы стратегического развития отечественного автопрома. Это означает, что в ближайшие полгода действия правительства в этом направлении по-прежнему будут хаотичными.
Неудавшаяся «сделка века»
В мае появилась информация, что консорциум в составе канадского производителя автокомпонентов Magna International и Сбербанка РФ при технической поддержке «Группы ГАЗ» намеревается купить у корпорации General Motors ее подразделение Opel / Vauxhall. Сделка получила поддержку на уровне российского и немецкого правительств. Переговоры шли трудно. Особую настороженность GM (да и Берлина) вызвали опасения по поводу интеллектуальной собственности Opel. Масла в огонь добавил намек главы Сбербанка Германа Грефа на то, что акции немецкого автопроизводителя могут достаться АвтоВАЗу.
Победные крики патриотов «мы купили Опель!!!» раздавались не один раз. Тем не менее, General Motors, в конце концов, решила отказаться от сделки. Причины этого отказа до сих пор не вполне ясны.
«Вероломство» американцев вызвало противоречивые реакции в российском руководстве. Однако не исключено, что Opel все же расширит свое присутствие в российском автопроме – правда, уже без посредничества Сбербанка.
Коммерческий автотранспорт
Российский рынок коммерческих автомобилей пострадал еще сильнее «легкового». По разным оценкам, падение продаж составило 75-90%. Особенно тяжело пришлось производителям тяжелых грузовиков, как иностранным, так и отечественным.
В условиях обвала российского ранка коммерческого транспорта крайне важным для отечественных производителей стал экспорт. КамАЗ договорился о поставке тысячи с лишним машин в Туркмению, и еще четырехсот грузовиков - в Йемен. «Группа ГАЗ» завершила поставку туркменам автотехники на $4,3 млн. и договорилась о закупке еще 150-ти автомобилей. Туркменистан, похоже, стал наиболее популярным внешним рынком для российских «коммерсантов». Более девятисот машин в эту страну поставил УАЗ, входящий в автомобильный холдинг SOLLERS.
В феврале «Группа ГАЗ» сообщила, что планирует выпустить в ближайшее время бюджетную версию популярного легкого грузовика «ГАЗель» стоимостью $6 тысяч (ее еще называли «фермерской»). Однако при здравом рассмотрении от этих планов было решено отказаться. Вместо этого нижегородский завод сконцентрировался на новой версии «ГАЗели», в которое повышенное качество должно было сочетаться с привлекательной ценой.
КамАЗ и индийская Vectra Group подписали соглашение о создании СП по производству грузовиков КамАЗ для индийского рынка. Начало выпуска «праворульных» КамАЗов запланировано на февраль будущего года.
Daimler и КамАЗ в рамках партнерства решили создать несколько совместных предприятий. Первым из них стало СП с компаний Mitsubishi Fuso Truck and Bus Corporation, контролируемой немецким концерном. Daimler AG ведет переговоры об увеличении своей доли в капитале КамАЗа.
Другие события
Южнокорейский производитель внедорожников SsangYong в начале года подал в суд заявление о стороннем управлении имуществом и защите от требований кредиторов. Впрочем, банкротство SsangYong не оказало заметного негативного влияния на положение его российского партнера – компании SOLLERS.
19 января 2009 года в Калуге состоялся официальный запуск производства на заводе Volvo Trucks. Шведы первыми начали в России производство грузовой коммерческой техники.
В конце января «Группа СОК» завершила сделку по продаже компании SOKIA - официального дистрибутора корпорации KIA Motors в России. Корейский автопроизводитель обрел полноценное представительство, что благотворно повлияло на продажи KIA на российском рынке.
Компания Nissan в феврале начала тестовое производство автомобилей на своем заводе в Петербурге. Официальное открытие завода состоялось в начале июня.
«Группа СОК» не сумела договориться о продаже Ижевского автозавода АвтоВАЗу. В конечном итоге, это привело ИжАвто на грань банкротства. К тому же в прокуратуре заподозрили, что это банкротство было преднамеренным.
ТагАЗ представил публике седан собственной разработки. Однако таганрогский автозавод обвинили в краже технологий, якобы, использованных при разработке этого седана.
В марте было объявлено, что компания SOLLERS организует в Приморье сборочное производство коммерческих автомобилей – фургонов Fiat Ducato и грузовичков Isuzu. Позднее производственна линейка была дополнена внедорожниками – отечественными УАЗами и корейскими SsangYong. Открытие завода должно состояться завтра.
Прогнозы и реальность
Прогноз (президент АвтоВАЗа Борис Алешин, 02.02.09): за год компания рассчитывает продать в России около 600 тыс. машин.
Прогноз (президент АвтоВАЗа Борис Алешин, 14.05.09): завод планирует произвести в 2009 году 475 тысяч автомобилей.
Реальность: за 11 месяцев в России было продано 322 тыс. автомобилей «Лада». До конца года эта цифра увеличится не более, чем до 350-ти тысяч.
Прогноз (Finamauto, 29.07.09): ...первое, чего следует ожидать – отставки управляющей команды АвтоВАЗа во главе с Борисом Алешиным.
Реальность (25.08.09): Президент ОАО «АВТОВАЗ» Борис Алешин подал заявление об отставке.
Прогноз (агентство АВТОСТАТ, 16.02.09): в 2009 году продажи иномарок в России не превысят 1 млн. единиц.
Реальность: за 11 месяцев в России было продано 1,015 млн. автомобилей иностранных брендов. Прогнозируемый объем продаж по итогам года – 1,1 млн. единиц.
Прогноз (Finamauto, 13.11.09): Для GM крайне важным является возврат в американскую казну кредита в размере $6,7 млрд. долларов.
Реальность (16.11.09): General Motors планирует досрочно возвратить кредит, полученный от правительства США.
В российском (уж не говоря про мировой) автопроме в уходящем году произошло множество событий. К сожалению, формат интернет-публикации не позволяет их даже перечислить. Однако мы надеемся, что постоянные читатели Finamauto представляют себе картину происходящего относительно подробно и полно, и надеемся встречаться с ними и в новом году.
Обзоры
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат