Не исключено, что у агрессивных водителей права будут отбирать инспекторы ГИБДД прямо «на месте», а штрафы за «художества» на дороге станут сопоставимы со стоимостью авто. Определиться с терминологией

Такие радикальные меры по борьбе с откровенно опасными водителями на общественных слушаниях предложил вице-мэр Москвы Максим Ликсутов. Есть эксперты, которые считают, что только уголовная ответственность заставит лихачей соблюдать ПДД и убережет чужие жизни. Но все-таки большинство специалистов против радикализации наказаний: сначала нужно посмотреть, как воспримут водители новые правила.

О появлении в ПДД термина «опасное вождение» спорят уже несколько лет. По большому счету в его необходимости никто не сомневается. Чиновники и эксперты пока не могут определиться с точностью формулировки и суровостью наказания. В августе 2015 года премьер-министр Дмитрий Медведев поручил разработать необходимую нормативную базу. В октябре Госавтоинспекция подготовила вариант определения «опасного вождения»: «создание водителем опасности для движения путем неоднократного совершения одного или нескольких действий, связанных с нарушением правил». Под действиями имелись в виду отказ уступить дорогу автомобилю, который пользуется преимуществом, так называемые «шашечки» — интенсивные неоправданные перестроения, несоблюдение дистанции, необоснованное резкое торможение, препятствование обгону и т.д.

Предложенный вариант Дмитрий Медведев счел неконкретным, поручив провести публичное обсуждение и доработку. Проведенные общественные слушания подтвердили — единого мнения у экспертов нет. Одни считают, что надо прописывать признаки агрессивной езды в ПДД очень подробно и конкретно, другие, наоборот, предлагают не путать водителей чрезмерной детализацией.

Телефоны и выключенные поворотники

Открытое правительство выделило четыре основных маневра автомобиля на дороге, которые могут считаться «опасным вождением». Это «игра в шашечки» (беспорядочное перемещение из ряда в ряд), «игра в наказание» (резкое торможение перед сзади идущим автомобилем), «междурядье» (езда по линии, разделяющей попутные полосы движения) и «дрифт» (управляемый занос).

Во время обсуждения эксперты предложили существенно дополнить этот список. Руководитель программы «Главная дорога» Илья Скрябин, к примеру, считает, что опасным вождением нужно считать еще и превышение скорости более чем на 80 км/ч, движение по левой полосе со скоростью ниже потока, а также не включение поворотников при маневре и создание помех для пешеходов. Кроме того, он предложил вспомнить, что опасное движение — это опасность для участников движения и для их имущества. «Поэтому мы хотели бы дополнить формулировку следующими словами: опасное вождение — это создание водителем в процессе управления транспортным средством опасности для других участников движения, заставляющее их экстренно изменять скорость или траекторию движения», — сказал Илья Скрябин.

Вице-мэр Москвы Максим Ликсутов предлагает считать опасным превышение скорости в городе более чем на 60 км/ч. Директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин говорит, что в Великобритании опасной езда становится, когда действия водителей угрожают неопределенному кругу лиц, а конкретные детали определяет полиция. Более того, там за такое нарушение грозит до 2 лет тюрьмы, независимо от того, привело ли «опасное вождение» к ДТП. А адвокат Анатолий Кучерена считает, что разговор за рулем по телефону и еда за рулем тоже могут быть опасной ездой.

«Не надо говорить о том, что введение термина и ответственности наведет порядок на дорогах. Нет. Любая трактовка, которая будет сегодня принята, не будет идеальной, но нужно с чего-то начинать», — уверен глава Госавтоинспекции России Виктор Нилов.

Как отслеживать?

Главная проблема — как зафиксировать «опасное вождение». Госавтоинспекция, Минтранс и правительство склоняются к привлечению граждан к процедуре контроля. Виктор Нилов говорит, что «пора перейти к новому, еще не изученному способу контроля за движением». Речь идет о том, чтобы граждане могли снять видео на смартфон или видеорегистратор, и отправить его в ГИБДД.

«С одной стороны, у россиян на руках 60–70 млн смартфонов, которые могут в высоком качестве снимать видео, определять видео, геопозицию, обеспечить гарантию того, что материал не был изменен, — признал министр связи Николай Никифоров. — С другой стороны есть большое количество видеорегистраторов, установленных в автомобилях, которые не обладают таким набором функций. Какие бы материалы ни предоставлялись, сегодня в судах сотрудникам ГИБДД придется доказывать легитимность цифровой базы, которая была представлена». Министр считает, что на начальном этапе можно использовать материалы, где можно «однозначно идентифицировать» автора видео, место нарушения или гарантировать, что данные не корректировались.

Что касается регистраторов, то, по словам Никифорова, вместе с компаниями-производителями министерство «выработает набор технический условий». «Иными словам, появится отдельная группа регистраторов, которая будет способна передавать эту информацию и гарантировать для органов ГИБДД их легитимность и юридическую значимость», — пояснил министр. На это 1-й вице-премьер правительства Игорь Шувалов, возглавляющий правительственную комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения, отметил, что нельзя допустить перегибов с регистраторами: «Надо сделать так, чтобы наша забота о том, чтобы эти данные не изменяли, не превратилась в заботу о монополистах, которые производят соответствующие приборы видеофиксации. Все же надо думать о потребителях, чтобы была дешевая аппаратура, доступная для водителей».

Что делать с видео?

Кстати, отдельная законодательная история — как разбираться с присланным видео, даже если оно сделано на «правильный» регистратор и не вызывает сомнения? «Только в прошлом году мы рассмотрели более 106 тысяч размещенных в интернете материалов с точки зрения нарушений ПДД. Мы нигде об этом не говорим, но эта работа продолжается», — признался Виктор Нилова. Глава ГИБДД пояснил, что сейчас проверка попавших в поле зрения Госавтоинспекции видеозаписей и наказание нарушителей производится «длинным путем»: с составлением протоколов, вызовом в подразделение ГАИ подозреваемого водителя, опросом и предъявлением ему записи, получением признательных показаний и наложением соответствующего наказания. «Это рассмотрение проводится в рамках действующего административного кодекса. У нас есть понимание, как упростить процедуру, максимально приблизив ее к действующей уже системе автоматической фиксации, когда владельцу автомобиля сразу высылается „письмо счастья“. Вопрос в том, примет ли такие предложения законодатель», — пояснил Нилов.

Министр связи Никифоров уточнил, что уже разработаны поправки в КоАП, которые будут регламентировать вопрос использования присланных материалов: «Они уже фактически подготовлены, начинаем процедуру внесения их в Госдуму, в ближайшее время это будет принято. С осени этого года мы, скорее всего, сможем вовлечь десятки миллионов наших жителей для того, чтобы использовать материалы для привлечения к ответственности нарушителей».

Как наказывать?

Еще осенью 2015 года властями предлагалось несколько вариантов санкций за опасное вождение. ГИБДД, к примеру, предлагает аналог балльной системы нарушений, применявшейся в СССР: водители будут лишаться прав (или штрафоваться на 10 тыс. руб.) за то, что три раза или более в течение года превышали скорость, ездили без ремня безопасности, игнорировали требования знаков, допускали другие виды нарушений или их сочетания. Московские власти предлагали штраф в 5 тыс. руб. или лишение прав на срок до шести месяцев за опасную езду.

В среду прозвучали уже более радикальные идеи. Министр по делам «Открытого правительства» Михаил Абызов и Николай Никифоров не исключили введения уголовной ответственности. Впрочем, большинство экспертов восприняли это критически и предложили для начала ограничиться только административным наказанием, вплоть до лишения прав. А Максим Ликсутов, например, предложил лишать прав водителей, пойманных на опасной езде, прямо на месте (сейчас инспекторы удостоверения не забирают до решения суда). Кроме того, он считает, что штрафовать провинившихся надо на сумму стоимости машины. «Ее легко определить по справочникам», — уточнил он.

Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев, в свою очередь, высказался за введение повышающего коэффициента для ОСАГО в случае, если водитель накопил 20–30 нарушений за год.

«Мигалкам» тоже нельзя

Первый вице-премьер Игорь Шувалов также призвал использовать пока меры административного воздействия.

«По итогам обсуждения я должен согласиться с тем, что подготовленное определение нужно исправить... Надеюсь, что у нас с вами уйдёт немного времени, для того чтобы эту формулировку доработать. Давайте постараемся сделать это в течение, например, апреля с тем, чтобы в мае это постановление правительства точно вышло. Давайте обратимся к депутатам Государственной думы с тем, чтобы и соответствующая мера ответственности была определена, и с тем, чтобы результаты видеофиксации были воспринимаемы как обязательное доказательство», — сказал первый вице-премьер.

Кроме того, он поручил господину Нилову подготовить и опубликовать в сети «библиотеку» видеороликов типичных видов опасного вождения, чтобы водители могли понимать на конкретных примерах, что это такое.

Отдельно Игорь Шувалов высказался о привилегия машин с «мигалками» на дороге. «Водители, которые управляют специальными транспортными средствами, обеспеченными специальными звуковыми сигналами, должны понимать, что им запрещено опасно водить», — подчеркнул первый вице-премьер. Он считает, что никаких исключений для водителей чиновничьих авто с мигалками быть не должно. Единственным исключением может быть кортеж охраняемого лица, например, президента или премьера, но это совсем другая история. По словам Игоря Шувалова, водители автомобилей с «мигалками» должны иметь возможность в случае необходимости быстро доставить своего пассажира к месту назначения. «Но только в случаях, когда это действительно необходимо. И даже в таких ситуациях они должны знать, что запрещено опасно водить, создавать опасность на дорогах», — указал чиновник.