Министерство финансов предложило оригинальный, но не до конца продуманный способ защитить малоимущих автовладельцев от произошедшего весной скачка цен на ОСАГО.

Собственное видение компенсации подорожавшего ОСАГО для малоимущих слоев автовладельцев озвучило Министерство финансов. «Наша позиция в том, что граждане с очень большим стажем вождения, то есть пенсионеры и другие категории граждан, которых мы хотели бы по поручению президента защитить, они, как правило, относятся к категориям, которые водят аккуратно. Надо работать в направлении коэффициентов», – заявил представителям информагентств замминистра финансов Алексей Моисеев. Предложение оригинальное, но несколько странное. Оно основано на ошибочном по сути утверждении, что большой стаж, якобы, то же самое, что и безаварийный. Это далеко не так.

Данные ГИБДД за первый квартал 2015 года подтвердили, что аварии на загородных трассах приводят к более кровавым последствиям, нежели происшествия в городских условиях.

Годы, проведенные за рулем, кое-кому добавляют опыта. Но далеко не всем. Да и реакция с возрастом сильно падает. Косвенным подтверждением тому могут служить данные полицейской статистики. Дело в том, что с начала этого года ГИБДД начало публиковать массу дополнительных данных, сопутствующих авариям с пострадавшими в России. Благодаря этому, в частности, мы узнали, что больше всего аварий за первый квартал 2015 года устроили не новички на дорогах, а опытные водители. Оказалось, что по вине шоферы с общим стажем вождения свыше 15 лет на дорогах страны случилось больше трети аварий – 9787 происшествий. Новички (со стажем менее трех лет) стали авторами втрое почти меньшего числа «бамсов» – 3686 штук.

Понятно, что водителей с большим стажем гораздо больше, чем начинающих драйверов и полицейские данные нужно рассматривать через эту призму. Но в любом случае, приведенные выше цифры заставляют воздержаться от установки знака равенства между понятиями «большой стаж» и «безаварийный стаж». Если же «принцип стажа» представителя Минфина верен, то что мешает защитить безаварийных старичков-водителей простейшим образом: просто увеличить скидки за безаварийную езду. Сейчас в качестве бонуса за каждый год безаварийного вождения, цена последующего полиса ОСАГО уменьшается на 5%. Это называется «бонус-малус». Благодаря ему, на 11-й год безаварийного вождения полис ОСАГО обойдется вам вдвое дешевле. Но дальше – все. Хоть еще 20 лет разъезжай без единой аварии по твоей вине, – никаких скидок на ОСАГО не положено, только 50% и ни копейкой меньше!

Согласно статистике ГИБДД за январь-март 2015 года, в России дамы-водители совершили втрое меньше ДТП, нежели мужчины.

Так вот, ради поддержки безаварийных и социально незащищенных водителей, почему бы не сдвинуть планку максимального «бонус-малуса» с 50% до, скажем, 90%? Если человек десятилетиями покупает полисы ОСАГО, отдавая кровные рубли страховым компаниям, не вынуждает их оплачивать устроенные им аварии, не создает проблем другим участникам движения, – почему бы не снять с него этот ежегодный оброк? Хотя бы большую его часть? В первую очередь это будет полезно именно для осторожно-аккуратных пенсионеров – раз уж, по мнению Минфина, они все такие безаварийные.