Новые штрафы, новые статьи КоАП в последнее время сыпались на водителей, как из рога изобилия. Но Госдума также рассматривает законопроекты, призванные облегчить автомобилистам жизнь.

В автомобильном законодательстве хватает атавизмов, без всякой пользы создающих водителям трудности. А также запутанных и нелогичных актов. Например, долгие годы досадной «ненужностью» являлась рукописная доверенность. Её ввели, чтобы противодействовать угонщикам, но, как выяснилось, злоумышленникам ничего не стоило выписать себе такую бумажку — в конце концов, её отменили. Теперь на очереди другие законодательные «хвосты»: наказание за забытые права, транспортный налог и упорядочивание процедуры эвакуации.

Забыл права дома? Ну и ладно

Кошмар любого водителя: где-нибудь за городом вдруг вспомнить, что кошелёк с правами остался в другой куртке. Это чревато 500-рублёвым штрафом и, что несравнимо хуже, эвакуацией автомобиля на штрафстоянку. Правда, есть возможность избежать принудительного перемещения машины: для этого нужно указать в протоколе, что вы готовы привезти права на место задержания (кстати, временного предела для этого в законодательстве не указано). Это сэкономит нервы, но всё равно придётся ехать домой за документами. Так и так день будет потерян.

Очевидно, что эта норма давно уже морально устарела: сегодня любой инспектор ДПС может в течение пары минут проверить, есть у вас водительское удостоверение (ВУ) или нет, просто заглянув в электронную базу данных ГИБДД или связавшись с дежурной частью. Так что «угроза штрафстоянкой» за отсутствие прав превратилась в один из способов коррупционного давления на водителя.

Убрать ненужное наказание предложили депутаты Игорь Лебедев, Андрей Свинцов и Ярослав Нилов. Парламентарии считают, что одного штрафа забывчивому автомобилисту за глаза хватит, а эвакуацию за это нарушение следует отменить. Однако в МВД пошли ещё дальше: ведомство подготовило собственный законопроект, который целиком исключит первую часть статьи 12.3 КоАП. Таким образом, водитель сможет оставить дома не только водительское удостоверение, но и документы на машину. Ведь регистрационные данные всех транспортных средств также доступны инспекторам в электронном виде. Получается, автомобилисту придётся возить с собой только один документ — полис ОСАГО.

Эвакуаторам подрежут полномочия и тарифы

Непростую ситуацию, сложившуюся вокруг платной эвакуации автомобилей, в декабре прошлого года прокомментировал президент Владимир Путин. Он отметил, что эта мера обеспечения наказания должна применяться «в пределах здравого смысла». Напомним, что в октябре широкую огласку получили случаи, когда владельцы машин запирались в своих автомобилях, препятствуя эвакуации. А ноябрь был отмечен поджогами погрузчиков: в Краснодарском крае за неделю сгорели сразу пять эвакуаторов.

Выровнять «перегибы на местах», а также в целом упорядочить процедуру эвакуации призван законопроект, принятый Госдумой в первом чтении в конце 2014 года. Автор документа, депутат от Общероссийского народного фронта (ОНФ) Вячеслав Лысаков, рассказал АиФ.ru об основных пунктах своей законодательной инициативы.

Так, например, законопроект разъяснит, в каких случаях машина подлежит перемещению на штрафстоянку. Если она не создаёт аварийной ситуации, не припаркована на «зебре» или трамвайных путях, не мешает проезду других машин, то эвакуация к ней применяться не будет — водителю просто выпишут штраф. Кроме того, будут пересмотрены действующие тарифы на эвакуацию, которые кажутся депутату неоправданно завышенными. Их пересчётом займётся Федеральная служба по тарифам. Наконец, законопроект введёт такое понятие, как «время вступления знака в силу» — чтобы неожиданно появляющиеся в привычных местах запрещающие знаки не заставали водители врасплох и не делали их без вины виноватыми.

Транспортный налог уйдёт в прошлое

Борьба за отмену этого налога ведётся много лет, но завершиться она может уже в этом году: председатель думского комитета по транспорту Евгений Москвичев рассказал журналистам, что соответствующий законопроект может быть внесён в Госдуму до конца весенней сессии. Чтобы это произошло, необходимо заручиться согласием регионов. По словам депутата, на данный момент опрошено уже 30% субъектов федерации — и против отмены никто не возражает. Более того, региональные власти признаются, что ликвидация налога, который всё равно на 40% не собирается, существенно облегчила бы им жизнь.

Главная несправедливость этого налога в том, что с водителей, которые ездят мало, и с тех, кто буквально не вылезает из-за руля, взимается одинаковая сумма. В случае отмены налога его включат в акцизные сборы на бензин и дизельное топливо. Таким образом, платить больше станут те, кто больше ездит. Что логично: ведь именно они изнашивают асфальтовое полотно, а средства с транспортного налога как раз идут в дорожные фонды.