Правительство РФ ужесточило требования для получения водительских прав, запретив сдавать экзамены экстерном, без обучения в автошколе. Соответствующее постановление, определяющее детальный порядок получения водительских прав в России, подписал Дмитрий Медведев. Чтобы получить допуск к экзаменам в ГИБДД, каждый желающий сесть за руль должен будет обязательно пройти обучение в автошколе, требования к которым значительно возросли.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, среди прочего изменяющее правила сдачи экзамена для получения водительских прав. Основные нововведения — допуск к экзаменам в ГИБДД только после прохождения курса обучения в автошколе, усиление требований к проведению квалификационного экзамена и к самим экзаменаторам, а также автошколам, которые готовятся обучать абитуриентов по совершенно новым программам.

«Важно, чтобы за руль садились те, кто умеет ездить на машине, — пояснил Медведев в понедельник на совещании со своими заместителями. — Для этого необходимо усовершенствовать правила получения водительских удостоверений, сделать этот механизм прозрачным и понятным. Посещение автошкол становится теперь обязательным. Самоподготовка больше не допускается».

По словам премьер-министра, далеко не все водители, которые сидят за рулем автомобиля, имеют сколько-нибудь пригодные знания о том, как выглядят правила дорожного движения.

«Надеюсь, что постановление внесет необходимую строгость и стройность в эти экзамены», — отметил важность реформ Медведев.

Особый срок вступления в силу документа в целом не установлен. Тем не менее в подписанном постановлении отмечается, что требование об обязательном высшем образовании у экзаменаторов вступит в силу через год.

МВД же должно будет в течение четырех месяцев утвердить административный регламент по предоставлению госуслуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений.

Как отметил на совещании первый вице-премьер Игорь Шувалов, правительство в течение определенного срока намерено оценить, как постановление, разработанное при участии общественных организаций, будет применяться на практике. «В апреле — мае мы проведем общественные слушания, чтобы проанализировать, насколько этот опыт будет успешным», — заявил он.

В ходе совещания Шувалов также озвучил и неутешительную статистику аварийности на российских дорогах.

«В результате совместной работы с регионами Российской Федерации за период с января по сентябрь в целом произошло меньше дорожно-транспортных происшествий, — заявил он. —

По состоянию на сегодняшний день статистика такова: это 146 176 ДТП, при этом ранено и пострадало людей меньше, чем в предыдущие периоды, а погибших больше, к сожалению.

Хоть и не намного, но это трагические цифры. Мы всегда говорили о том, что нам нужно неуклонно снижать количество погибших в ДТП, но на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года погибших больше». Отмечая рост пострадавших среди тех или иных категорий участников движения, Шувалов в качестве некоторого оправдания посетовал на общий рост автопарка в России.

Между тем, согласно тексту постановления, опубликованному на сайте правительства, помимо прочего изменятся требования к техническим средствам контроля знаний и навыков управления транспортными средствами кандидатов в водители, требования к маршрутам, на которых проводятся экзамены по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения. Также поменяются требования к транспортным средствам, используемым для проведения практических экзаменов.

В ПДД будут внесены необходимые уточнения ряда терминов и положений, что объясняется появлением новых категорий и подкатегорий транспортных средств. Например, появятся права, дающие возможность управлять только мопедом, а у автомобилистов будет стоять отметка о навыках вождения с автоматической или механической коробкой передач.

Стоит отметить, что для проживающих в России проведение экзаменов, выдача и обмен водительских удостоверений будут проводиться в экзаменационных подразделениях ГИБДД по месту обращения заявителя. Подать заявление о допуске к экзаменам и выдаче водительских прав можно в электронном виде через Единый портал госуслуг, а также региональные порталы.

Чтобы получить водительское удостоверение, как и раньше, кандидат должен сдать три экзамена: «теорию», «площадку» и «город». Только если раньше два последних следовали один за другим, то теперь сдавать их придется по отдельности. На сдачу одного экзамена отводится три попытки, а повторный экзамен назначается не ранее чем через 30 дней. Кроме того, согласно новым правилам, срок действия положительной оценки на экзамене по «теории» увеличивается с трех до шести месяцев.

Еще одно нововведение состоит в том, что люди с ограниченными физическими возможностями будут теперь сдавать экзамены на автомобилях, конструкция которых отвечает имеющимся медицинским предписаниям.

Напомним, что поправки, вносящие кардинальные изменения в федеральный закон «О безопасности дорожного движения», были приняты еще в мае 2013 года. Большинство поправок формально вступили в силу 5 ноября прошлого года.

На практике многие изменения, которые должны были заработать в начале 2014 года, не применяются до сих пор.

Задержка произошла из-за затянувшейся разработки Министерством образования новых программ обучения — они были утверждены и введены в действие только 12 августа этого года, однако теперь их еще нужно окончательно согласовать с ГИБДД.

Как пояснил «Газете.Ru» президент Российской академии профессионального транспортного образования Владимир Чуков, подписание Дмитрием Медведевым постановления — это организационный момент, а заработают новые правила только после того, как будет утвержден административный регламент МВД и методика приема экзаменов в ГИБДД. «До конца этого года должны успеть утвердить», — считает Чуков.