Прокуратура Липецкой области готовится передать в суд уголовное дело по факту ДТП с участием автозака, в котором погибли двое полицейских. Следствие посчитало, что виновник аварии — водитель Николай Гончаров, в «КамАЗ» которого врезался полицейский автомобиль, перевозивший заключенных. Сам Гончаров, за 25 лет стажа не имевший ни одного ДТП, уверяет, что аварию спровоцировал выехавший на встречную полосу и превысивший скорость водитель полицейского УАЗа. Обвиняемый, до недавнего времени находившийся в статусе свидетеля, считает, что его просто решили сделать «крайним».

Письмо Гончарова, излагающего свою версию событий прошлогодней аварии, опубликовано на страница сообщества «синие ведерки». Водитель самосвала приводит не только свою точку зрения, но и выдержки из обвинительного заключения.

ДТП произошло 5 июля 2012 года на 278-м километре трассы «Орел-Тамбов» на территории Липецкой области. Примерно в 10 утра водитель «КамАЗа-55111» Гончаров, двигаясь по двухполосной дороге, пытался повернуть на находящуюся слева прилегающую дорогу, когда в него сбоку врезался полицейский УАЗ, перевозивший заключенных. От удара «буханка» опрокинулась и загорелась.

Как выяснилось, пытаясь обогнать попутный транспорт, полицейские, включив спецсигналы, выехали на встречную полосу в месте, где обгон запрещен. Не среагировав вовремя на поворот самосвала, внезапно оказавшегося на пути, водитель «УАЗика» на полном ходу в него врезался.

В итоге два человека — сотрудники отдельного взвода охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по городу Елец – погибли, еще четыре человека, в том числе двое заключенных, получили тяжелые травмы.

Следствие пришло к выводу, что виновником ДТП стал Гончаров. По версии СКР, водитель самосвала, не убедившись в безопасности своего маневра и не учтя дорожную ситуацию, начал неправильно поворачивать, чем спровоцировал аварию. Следователь Карлин посчитал, что Гончаров не отреагировал на включенный спецсигнал полицейских, выполнявших «неотложное служебное задание», и не предоставил преимущества автомобилю УАЗ, который уже находился на полосе обгона, через которую совершал поворот Гончаров. Таким образом, он «создал опасность для движения и помеху для автомобиля УАЗ, выполнив преждевременный поворот налево в неустановленном для этого месте».

В письме обвиняемый пытается доказать, что на самом деле виновником стал водитель УАЗа Вадим Радин (в ДТП выжил). В частности Гончаров считает, что использование автозаком спецсигнала было необоснованным. Кроме того, утверждение следователя о том, что стражи порядка исполняли неотложное задание, а значит могли использовать спецсигналы, он также ставит под сомнение. Полицейским было предписано доставить заключенных к месту назначения до 9 утра, однако в это время они только выехали из Ельца, что, по мнению Гончарова, свидетельствует о том, что стражи порядка не так уж и спешили.

«Этапирование Герасимова и Шишкова к месту назначения не ограничивалось во времени, — говорит Гончаров. — При этом никакой необходимости для водителя Радина применять спецсигналы, грубо нарушать правила дорожного движения, рисковать жизнями своих товарищей, не было».

Гончаров отмечает и нарушения, допущенные следователем. В частности, один из следственных экспериментов был проведен без его адвоката. Гончаров, еще будучи свидетелем, показал, как происходила авария, а в дальнейшем эти материалы легли в основу новой автотехнической экспертизы с другим составом экспертов, которые и пришли к выводу о виновности Гончарова.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют данные о результатах медосвидетельствования Радина на наличие алкоголя в крови,

несмотря на то, что «при его первичном медицинском осмотре в акте отражена симптоматика, указывающая объективно на возможное алкогольное опьянение либо его остаточные явления».

По мнению Гончарова, Радин нарушил несколько пунктов ПДД. «Водитель Радин, не имея на то оснований, пересек дорожную разметку в виде сплошной линии, выехал на полосу встречного движения в месте, где обгон запрещен – в зоне нерегулируемого перекрестка, продолжил обгон движущейся колонны автомобилей по полосе встречного движения, — говорится в письме. – Увидев, не менее чем за 70 метров автомобиль «КамАЗ» с включенным сигналом левого поворота, не убедился, что ему уступают дорогу. Радин не предпринял мер к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства, самонадеянно рассчитывая на то, что избежит столкновения с автомобилем «КамАЗ», начавшим маневр поворота налево для проезда на примыкающую автодорогу. Выезд на встречную полосу в запрещенном для такого маневра месте угрожает безопасности дорожного движения, что, несомненно, понимал Радин».

Даже по официальным данным из материалов дела водитель автозака ехал со скоростью 70 км/ч, а это превышение разрешенной скорости на данном участке дороги, однако Гончаров не исключает, что скорость машины полицейских была выше. «Гадать не хочу, но после удара мой самосвал весом около 10 тонн слегка развернуло в другую сторону, а автозак отлетел на 32 метра, перевернулся на бок и загорелся», — отметил он.

«Само столкновение было на перекрестке дорог и на встречной полосе, по которой они и ехали, но в материалах дела водитель автозака три раза менял свои показания – то он помнит, то он не помнит», — добавил Гончаров.

Обвиняемый уверен в своей невиновности и считает, что его решили просто сделать козлом отпущения.

«Я считаю, что в той ситуации я в принципе поступил правильно, — уверяет он. – Возможно заехал на разделительную линию при повороте, потому что там поворот идет под углом 90 градусов, и я просто физически не мог полностью уместиться в зону действия прерывистой линии разметки». Он добавил, что долгое время проходил по делу в качестве свидетеля, однако весной этого года ему предъявили обвинение. «Я сейчас под подпиской о невызде, — уточнил он – А что касается, возможного лишения свободы, то я не боюсь — было бы за что, но должна же быть какая-то справедливость».

По его словам, сразу после аварии даже начальство водителя-полицейского было уверено в том, что в ДТП виноват именно он. «Я помню, что на место аварии приехал какой-то полковник и спрашивал этого водителя:

«Куда ты пер? Там же была сплошная разделительная линия, зачем ты вылез туда?».

Сейчас уголовное дело находится в прокуратуре, которая в ближайшее время должна утвердить обвинительное заключение. После этого, предположительно в начале июня, дело может поступить на рассмотрение в суд. Если Гончарова признают виновным, ему, по ч.5 ст. 264 УК, грозит до семи лет лишения свободы.

В пресс-службе ГУ МВД по Липецкой области «Газете.Ru» рассказали, что Радин вскоре после аварии ушел из полиции по собственному желанию.

«На него не было никакого давления, он сам так решил, — рассказала пресс-секретарь ведомства Наталья Маслакова. – У нас на этот счет есть твердая позиция руководства – до выяснения всех обстоятельств никаких решений об увольнении не принимать. Расследование ведет СКР, и как только суд примет свое решение, мы на основании этого вердикта также примем решение по начатой после аварии служебной проверке. Просто необходимо тщательно все изучить, дождаться результатов экспертиз, а все это можно сделать только в рамках следствия».

По словам Маслаковой, семьям погибших в ДТП сотрудников МВД была оказана материальная помощь руководством ведомства.

В СКР по Липецкой области «Газете.Ru» не смогли оперативно прокомментировать обстоятельства расследования уголовного дела. Официальный представитель ведомства Галина Карлина находится в командировке, а замещающий ее Сергей Смородинов без ознакомления с материалами дела отказался делать какие-либо заявления. «Я 15 лет проработал следователем и пока сам не возьму в руки уголовное дело или обстоятельно не поговорю со следователем, не стану давать голословных комментариев», — заявил он «Газете.Ru». Другой сотрудник ведомства подтвердил, что расследование дела уже завершено, а материалы скоро будут переданы в суд.