С 1 сентября этого года все водители такси и таксомоторные компании в России обязаны иметь специальные разрешения на осуществление перевозок пассажиров и багажа. В столице на данный момент такие разрешения получили 5,5 тыс. извозчиков. Размер штрафа за нелегальные пассажирские перевозки с 1 января 2012 года в Москве составит 10 тыс. рублей.

По данным столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, в Москве к получению разрешений на пассажирские перевозки уже готовы около девяти тысяч водителей такси. «Это представители компаний, в которых уже на сегодняшний день соблюдаются все нормы законодательства — регулярные ТО машин, медосмотры водителей, установка таксометров в автомобилях такси», — заявил вчера на встрече с журналистами руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Николай Лямов. По его словам, у таких перевозчиков не должно возникнуть проблем с получением разрешений. Пока из девяти тысяч легальных таксистов за разрешениями пришли лишь 5,5 тысячи.

«Мы ожидали, что к сегодняшнему дню весь легальный сектор такси уже получит разрешение, а у нас зарегистрировались только 5,5 тыс. перевозчиков, — рассказывает «МН» начальник управления по организации и контролю за таксомоторной деятельностью Игорь Ездаков.— Трудно понять, почему ожидания не оправдались, может, дело в том, что за нелегальную работу еще не начали штрафовать». Всего в Москве, по разным данным, около 50 тыс. извозчиков — легальных и бомбил.

Штраф за таксомоторные перевозки без разрешения, по словам Николая Лямова, составит 10 тыс. руб. с 1 января 2012 года. Следить за соблюдением законодательства будут сотрудники ГИБДД, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта — Ространснадзора, а также управления по организации и контролю за таксомоторной деятельностью.

Николай Лямов также рассказал, как будут вычислять нарушителей, которые попытаются использовать символику такси, чтобы обмануть потребителей. Их будут распознавать с помощью электронных реестров, куда будут занесены все легальные извозчики. По словам главы департамента, «водителей, чьи автомобили не по праву носят шашечки и фонарь такси, будет легко определить». Электронный список легальных перевозчиков поступит во все территориальные отделения ГИБДД. Номера будут считываться, и сразу выяснится — законно водитель работает или нет.

Принудительно гонять бомбил от станций метро Лямов считает не обязательным: «Около многих станций метрополитена скоро появятся транспортно-пересадочные узлы, где будут обустроены стоянки для легальных такси, и бомбилам туда будет попросту не попасть». Он также отметил, что вскоре будут достигнуты договоренности со столичными аэропортами и вокзалами об устройстве парковок для легального такси.

Кроме того, в городе до конца года появятся стоянки для такси на три тысячи машиномест, в том числе и вдоль тротуаров городских улиц. Лямов отметил, что законный перевозчик должен иметь преимущества перед теми, кто работает незаконно. Еще одним преимуществом работы по закону является возможность оформить автомобиль в лизинг на льготных условиях. В начале августа мэр Москвы Сергей Собянин предложил компенсировать две трети ставки рефинансирования Центрального банка «для того, чтобы лизинг для такси был более дешевым». В разговоре с журналистами Николай Лямов заявил, что «уже принято решение о введении данных льгот на территории столицы».

Николай Лямов считает, что в итоге всех преобразований бомбилы исчезнут с улиц Москвы естественным путем, не выдержав конкуренции. «Они заплатят штраф раз, другой и просто поймут, что ездить нелегально невыгодно. 10 тыс. руб. — сумма, на которую надо работать не один день», — говорит Лямов.

«Бомбилы не несут никаких дополнительных расходов. Они не проходят медкомиссии и техосмотры, не ходят на водительские курсы, не платят налоги. Если правоохранительные органы не начнут активную борьбу с бомбилами, в том числе силовыми методами, выгоняя их со стоянок у вокзалов и метро, то принятый закон не заработает», — считает исполнительный директор транспортного союза Юрий Свешников.

По мнению председателя межрегионального профсоюза «Таксист» Ярослава Щербинина, бомбилы все-таки могут сами исчезнуть с улиц города, если легальныи такси будет оказываться всяческая поддержка. «Программы кредитования, возможность заезжать на выделенную полосу общественного транспорта, хотя бы чтобы забрать и посадить пассажира, и такая же возможность остановиться под знаком запрещенной парковки», — приводит примеры необходимой поддержки таксистов со стороны городских властей Щербинин. Эксперт уверен, что в Москве гораздо больше перевозчиков, которые и желают, и могут получить разрешение. «Думаю, к концу года разрешение получат порядка 20 тыс. водителей, может быть, даже больше», — считает Щербинин.