Новый «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств», вступивший в силу 22 сентября 2010 года, фактически запрещает тюнинг автомобиля без предварительного согласования, делает бессмысленной установку кондиционера и содержат еще массу нестыковок. Автоэксперты, обеспокоенные непроработанностью документа, подготовили ряд важных поправок и направили их на рассмотрение Госудумы.

Надо что-то менять

Документ нуждается в «серьезной переработке». В регламенте, разработанном и подготовленном силами Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института»НАМИ»(НАМИ) немалое количество пунктов не то, чтобы сомнительны, но и нередко абсурдны и противоречат действующему законодательству. К такому выводу пришли участники круглого стола, прошедшего в РИА Новости.

Климат— вне закона

Особо жаркие споры вызвал целый ряд положений нового документа. Так, пункт про климатические установки гласит, что максимально допустимое изменение температуры в салоне авто относительно температуры за бортом составляет 8 градусов. Как заявил Богдан Осокин, эксперт организации «Свобода Выбора», «если за окном жара в 40 градусов, в салоне будет 32. И какой смысл тогда в кондиционере, если я не могу установить комфортные мне 25 градусов? Таким образом НАМИ заботится о том, чтобы снизить „вероятность простудных заболеваний“ у тех, кто находится в автомобиле».

Запрет на установку «кенгурятников» также вызвал недовольство как потребителей, так и производителей. По словам представителей компаний, производящих и продающих «кенгурятники», в Европе они не запрещены, а регламентированы. Если это сертифицированная конструкция, протестированная на соответствие нормам безопасности, то ее использование должно быть разрешено. У нас же— полный запрет. Двойные сертификаты

Другой пункт регламента, вызвавший оживленное обсуждение— это изменения, вносимые в конструкцию автомобиля. Новый регламент их фактически запретил. Причем неважно, что было заменено— амортизатор или «поворотник». Для легализации этих изменений надо получить в ГИБДД направление на экспертизу, затем с актом из экспертизы поехать к официально утвержденному установщику, затем внести изменения в ПТС… Такие проблемы в России решаются, как правило, быстрее, но за деньги. Итог— еще больший уровень коррупции в соответствующих органах.

Как заметил депутат Московской областной Думы Александр Романович, «получается, что за сертификацию товара приходится платить дважды: первый раз при получении сертификата на ввоз, потом— при получении сертификата на установку дополнительных аксессуаров». Старую технику— в утиль?

Новый регламент может сильно ударить и по людям и организациям, эксплуатирующим старую технику. Так, в качестве примера была приведена военная техника, точнее— грузовики, списанные с баланса вооруженных сил после консервации и проданные населению. В регионах такая процедура— дело обычное. По принятому регламенту, все грузовые автомобили должны быть оборудованы тормозами с АБС (антиблокировочной системой). Пример, приведенный одним из спикеров: «как быть, если списанный, но находящийся в идеальном состоянии ЗиЛ-131, вообще не приспособлен для установки АБС? Получается, что эксплуатировать его на дорогах общего пользования нельзя?»

Зато запретили «китайский» ксенон

Но не все так печально. В новом техрегламенте есть и такие пункты, как запрет использование «левого» ксенона. Цитата из документа: «Фары ближнего света, источник света которых представляет собой газоразрядную лампу, должны быть оснащены устройством фароочистки и работоспособным автоматическим корректирующим устройством регулировки угла наклона.» Это автоматически отметает использование дешевых осветительных приборов, слепящих и встречных, и попутных водителей. Как правило, эта продукция идет к нам из Китая.

Пока у автолюбителей есть время выждать. Так, как подчеркнул заместитель председателя комитета по региональной политике Госдумы РФ Сергей Фургал, те водители, которые только получили талон техосмотра, фактически могут в течение срока его действия делать с автомобилем все, что угодно. А в случае, если ТО пройти легально невозможно, «все знают, как этот момент обойти».

Технический регламент нуждается в доработке, и она будет проведена в ближайшее время. Так, Александр Романович предложил всем присутствовавшим подписать документ, в котором будут изложены все замечания и поправки, обсужденные во время круглого стола. В дальнейшем этот документ будет передан в Госдуму для ознакомления.



Евгений Липовицкий