Взимать деньги можно будет только с трасс, проектная документация которых утверждена после 14 ноября 2007 года. Кроме того, чиновники смогут самостоятельно определять методы расчета платы за проезд, и ее максимальный размер.

Напомним, что 14 ноября 2007 года вступил в силу закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности», согласно которому федеральные, региональные и местные органы власти могли устанавливать плату только за всю дорогу целиком. Президент внес в закон поправки, согласно которым платной может быть сделана не вся дорога, а лишь ее отдельный участок.

Напомним также, что в январе текущего года премьер-министр Владимир Путин подписал правила пользования платными дорогами, в которых объяснялось, кто, как и за что должен платить. Например, проездные талоны могут быть только двух видов – на определенное число поездок или на какой-то период времени. С автомобилистов запрещено брать плату за что-то, кроме проезда. Если в дороге с машиной возникают технические проблемы, оператор (управляющая платной дорогой компания) обязан бесплатно на эвакуаторе перевезти ее на охраняемую стоянку и бесплатно хранить минимум сутки. Кроме того, в прошлом году была создана государственная компания «Российские автомобильные дороги» (Росавтодор), которая стала единым заказчиком при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте федеральных дорог.

Однако говорить о том, что в ближайшее время в России появится много платных дорог, пока не приходится, «платные» проекты можно пересчитать по пальцам. Например, в 2016 году откроется новый участок длиной 44 км в обход Ногинска. Эта дорога призвана разгрузить трассу М-7 «Волга» около подмосковной Балашихи. С легкового авто за проезд по всей дороге плата составит 44 рубля, с грузовика грузоподъемностью до 8 т – 88 рублей, для более тяжелого автотранспорта – 196 рублей.

При этом первой по-настоящему платной трассой станет трасса М-4 «Дон». Ее полная реконструкция должна завершиться до 2015 года. Пока плату в размере 1 руб./км берут только за объезд села Хлевное в Липецкой области. Потом платными станут примерно 40% трассы, то есть 662 км. Тариф власти обещают сохранить, так что желающим добраться от Москвы до Ростова-на-Дону придется заплатить 662 рубля. Остальным придется искать объезд, ведь в законе, который был принят Госдумой, четко прописано, что все платные участки дорог должны иметь бесплатную альтернативу. Министр транспорта РФ Игорь Левитин пообещал четко придерживаться этой нормы.

Отметим также, что «рубль за километр» – такова ставка только для федеральных дорог. Регионы и местные власти могут устанавливать свои правила. К примеру, чтобы проехать 62 км до границы с Латвией по дороге Остров-Вышгородок, надо заплатить от 298 до 1116 рублей, 82 км до границы с Белоруссией по дороге Опочка-Дубровка – от 221 до 812 рублей, а 59 км по трассе Ольша-Велиж-Усвяты-Невель – от 200 до 881 рубля.

Вместе с тем уже возникли неприятные прецеденты, в частности, иркутский предприниматель Алексей Котельников купил и отремонтировал 800 м дороги до дачного кооператива. Теперь бизнесмен берет за проезд по этому участку дороги плату в размере 20 рублей с легкового автомобиля и 200 – с грузовика.

По материалам: Известия, Прайм-ТАСС