Изучить поправки, вносимые в Правила дорожного движения, должны даже автомобилисты с многолетним опытом вождения.

Новые пункты Правил вступят в силу только в ноябре, а у большинства автолюбителей уже появились вопросы, на которые придется искать ответы либо загодя – в беседах с представителями ГИБДД, либо задним числом – готовясь к судебному разбирательству. Дело в том, что в скором времени изменится не только дефиниция самого термина «обгон», но и психология водителя, любящего покататься «с ветерком».

Раньше правилами упорядочивались любые перестроения, не связанные с необходимостью занять крайний ряд для поворота или разворота. А обгоном считалось «опережение движущегося транспортного средства, связанное с выездом из занимаемой полосы» (п. 1.2 ПДД). Строго говоря, движение по кривой, напоминающей синусоиду, не приветствовалось, но и не запрещалось за исключением тех участков дороги, где обгон запрещен дорожным знаком. Ведь любая попытка маневра, связанного с опережением автомобиля, находящегося перед тобой, приравнивалась именно к обгону.

Теперь «опережение» – это совсем иное понятие, предусматривающее «движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства». Однако раньше было совершенно ясно, что при «опережении» каждое ТС движется по своей полосе. А в новой редакции вообще не уточняется, всегда ли можно перестраиваться из одной полосы в другую и как часто это можно делать.

Все, что не запрещено, разрешается. Однако так подумает далеко не каждый автолюбитель, а только тот, кто любит активно маневрировать в потоке машин. При этом он будет обязан соблюдать правила перестроения, чтобы не задеть другие машины и не мешать их движению. А вот для кого новый пункт – индульгенция от всех грехов, так это для водителей автомобилей со спецсигналами. Они будут мотаться из одной полосы в другую, выискивая небольшие щелочки, куда можно пролезть.

Но вернемся к тому понятию «обгон», которое теперь будет трактоваться как «опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)».

Согласно п. 11.1. ПДД, «прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения». Небольшая коррекция этой нормы ничего в ней не изменила, она всем понятна и в комментарии не нуждается.

Однако теперь частью обгона является и возвращение в свою полосу. И, следовательно, надо учитывать не только отсутствие встречных ТС, но и возможность так «вклиниться» в поток попутных машин, чтобы им не пришлось внезапно тормозить из-за вашего маневра.

Итак, если две стороны дороги разделены отбойником, обгон вообще невозможен. Если на дороге с двусторонним движением, имеющей четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения (п. 9.2 ПДД), то нарушение этого правила неминуемо ведет к лишению прав. Если же обгон совершен не по правилам, но там, где он в принципе не запрещен, то можно отделаться не столь серьезным наказанием. Порой даже предупреждением.

Так, например, п. 11.2. запрещается выполнять обгон в случаях, если транспортное средство, движущееся впереди или сзади, само начало обгон. Значит ли это, что обгонять тихоходное ТС следует по одному, или все-таки можно опережать его сплошным потоком (конечно, если встречных машин не наблюдается)?

Нельзя обгонять и транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, если оно подало сигнал поворота налево. Понятно, что это опасно. Но непонятно, как же действовать обгоняющему, если спереди водитель включил левый «поворотник» уже после того, как обгон начался. Ведь сзади идущее ТС уже выехало на «встречку», а впереди идущее – начало поворот практически сразу после подачи сигнала. Кто кому должен уступить дорогу?

Ответ на этот вопрос находим в п. 11.3. – водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями. То есть ради одного идущего на обгон все, кто хочет повернуть налево, должны остановиться. И это правильно, ведь их скорость и так снижена перед маневром.

Обгон также запрещен и в ситуациях, описываемых пунктом 11.4. Здесь имеются важные дополнения ПДД. Как и раньше, нельзя обгонять: на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной; на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов; на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними. Теперь запрет действует также на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях.

Кроме того, фразу о запрете обгона «в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью» дополнили важным моментом – на опасных поворотах. Это значит, что предупреждающие знаки 1.11.1, 1.11.2, 1.12.1, 1.12.2 и 1.29 автоматически становятся запрещающими. В зоне действия этих знаков обгон запрещен независимо от указаний дорожной разметки, перед которой знаки имеют теперь приоритет.

И наконец, хотелось бы еще напомнить, что в зоне действия запрещающего знака 3.20. «Обгон запрещен» можно обгонять тихоходные транспортные средства, гужевые повозки, мопеды и двухколесных мотоциклы без коляски. В зоне действия некоторых других знаков, в том числе предупреждающих об опасном повороте, таких послаблений нет. Или о них просто забыли, что кажется вполне возможным.

Будем надеяться, что активное обсуждение новых положений ПДД даст их авторам возможность исправить некоторые не совсем ясные пункты еще до вступления их в силу.

текст: Константин Катанян