В рамках конференции ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) особое внимание было посвящено программе утилизации старых автомобилей, которую Минпромторг обещает запустить 8 марта.
Пилотный вариант программы, который был представлен РОАД в конце ноября, вызвал резкую критику автодилеров. На вчерашней конференции ведущие представители автомобильного ретейла могли оценить, как Минпромторг выполняет «работу над ошибками».
К сожалению, не смог прибыть директор Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Алексей Рахманов, его заменил Алексей Тимошенков, эксперт отдела технического регулирования Минпромторга.
Следует отметить, что изменения в процедуре проведения программы утилизации значительны. Например, из нее исчез пункт, требующий от дилера – потенциального участника, не иметь проблем с налоговой инспекцией. Поскольку такие проблемы есть у всех, данное ограничение автоматические делало программу неработоспособной.
Изменены и чисто бюрократические аспекты программы. Изначально предлагалось печатать акты об утилизации (они нужны аж в 5-ти экземплярах) на Гознаке, с защитной сеткой и копированием. Теперь желающий сможет просто скопировать бланк с сайта Минпромторга, а защиту обеспечат печати организаций, участвующих в процессе. По словам президента РОАД Дмитрия Гулина (он участвует в работе комиссии, разрабатывающей положения программы), объем документации, которую дилер должен отправить в Минпромторг для получения компенсации, уменьшен «в разы».
Предельно упрощена и процедура перевода средств в рамках конмпенсации затрат дилера. Как сообщил Алексей Тимошенков, по «отмашке» Минпромторга эти деньги Казначейство – минуя банки – будет переводить напрямую на счет дилера.
Одним из основных вопросов остается сама утилизация. О технических возможностях своего предприятия рассказал заместитель генерального директора компании «Втормет» Юрий Воронцов. Имеющаяся на заводе в подмосковной Некрасовке установка измельчения (в просторечии именуемая «шредер») позволяет за час перевести в состояние опилок до полусотни автомобилей. Далее фрагменты делятся на три фракции: черный и цветные металлы, а также неметаллические материалы. Первые две фракции утилизатор продает металлургам, а третья (она составляет 20-30% от массы автомобиля) отправляется на захоронение на полигон – то, что мы называем свалкой.
Предварительно с автомобиля снимается аккумулятор (могут снимать и колеса), а все бортовые емкости (бензобак, маслосистема, система охлаждения, бачок омывателя) подвергаются осушению. Специально под автомобильно-утилизационную программу «Втормет» получил недавно универсальную осушительную установку, которая делает автомобиль безопасным для измельчения, собирая все технические жидкости в отдельные емкости. При этом бензин и солярка очищаются, и их можно использовать, скажем, для заправки автомобилей утилизационного предприятия.
Полный объем затрат на утилизацию одного автомобиля (доставка, демонтаж, осушка, шредирование, сепарация, захоронение отходов) составляет 7,5-8 тыс. рублей. Государство выделяет на транспортировку «автохлама» до 5 тыс. рублей, его владелец платит за утилизацию 3 тыс. рублей. Однако утилизатор в убытке не будет – он еще получит деньги за проданный «чистый» металлолом.
Все бы хорошо, но шредеров в России наберется едва ли десяток. Другие же технологии подразумевают предварительную разборку автомобиля и разделение агрегатов по материалам вручную. Это резко повышает стоимость утилизации. Альтернативой служит простая прессовка автомобиля «в куб» с последующим его захоронением. При этом из оборота будет выведена не одна сотня тысяч тонн металла, который с радостью взяли бы металлургические предприятия.
Однако Минпромторг настроен решительно. «Основное – это чтобы ни одна запчасть с утилизированного автомобиля не попала на рынок», - сказал Алексей Тимошенков.
Для небольших региональных компаний-утилизаторов участие в государственной программе имеет свой «пряник». Дело в том, что получить лицензию на «разделку» (в т.ч. автомобилей) – не так просто. Требуется доказать, что предприятие способно без ущерба для окружающей среды утилизировать вредные жидкости (в данном случае, бензин, дизтопливо, масла, электролит). Сейчас же для участников программы, как сообщил в кулуарах один из представителей отрасли, эта процедура «упрощена». Теперь становится понятным, каким образом полтора десятка утилизационных предприятий, о которых глава Минпромторга Сергей Христенко говорил премьеру Владимиру Путину, за короткий срок умудрились вырасти в числе сразу до пятидесяти.
На вчерашней конференции РОАД присутствовало довольно много представителей утилизационных предприятий. Они активно знакомились с дилерами, завязывая контакты на ближайшее будущее.
Можно констатировать, что Министерство промышленности и торговли делает все возможное, чтобы программа утилизации старых автомобилей все же заработала. Чиновников можно понять: после не слишком удачной реализации программы льготного автокредитования в прошлом году и явного ляпа с пролонгацией этой программы на текущий год нового провала им не простят.
Однако отношение большинства дилеров к программе утилизации пока скептическое. Можно не сомневаться, что первопроходцами будут дилеры АвтоВАЗа и компании SOLLERS (марки Fiat, SsangYong и УАЗ). Продавцы других брендов намерены сначала посмотреть, что получается, а потом уже решать, стоит этим заниматься или нет.
На пути ее реализации программы утилизации возникло еще одно препятствие: отдельные зарубежные автопроизводители начали снижать квоты российским продавцам. В этих условиях дилерам будет куда проще продавать машины без всякой программы.
Пока же грядущая утилизация приносит дилерам только неприятности. Очень слабые продажи января частично могут объясняться тем, что покупатели ждут начала действия широко разрекламированной программы. Это подтверждается тем, что в автосалоны уже начали звонить и расспрашивать, что и как будет после 8 марта.
Еще в конце прошлого года вероятность того, что программа утилизации действительно заработает, была ничтожна. Сейчас шансы можно оценить как 50:50. Через пару месяцев станет ясно, удалось ли Минпромторгу создать что-то работоспособное.
Автор: Алексей Захаров, аналитик проекта Finamauto.Ru
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Авто
- →
- Закон, ГИБДД
- →
- Минпромторг упрощает программу утилизации
Закон, ГИБДД
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат