Процессуальный поединок или как общаться с инспектором ГАИ.

Любой из владельцев автомобиля хоть раз да выяснял отношения с инспектором ГАИ. Часто при таких встречах преобладают эмоции. А нужен профессиональный разговор — процессуальный поединок, подразумевающий особые приёмы и методы, отражённые в современном законодательстве. Ведь речь идёт о защите прав гражданина России!

Книга, надеемся, станет учебным пособием слушателей автошкол и водительских курсов, студентов юридических факультетов. И, конечно же, она для вас, водитель. Книга поможет вам в любой дорожной ситуации, защитит от несправедливых обвинений, научит вести себя умно и грамотно.

ВАС ОСТАНОВИЛИ В ПУТИ

Сотни машин, целые колонны их движутся по автотрассам. Этот стремительный поток кажется неудержимым. Но вот в какой-то точке происходит сбой, нарушение гармонии. Это инспектор ГАИ взмахнул неумолимым жестом и остановил машину. Вашу машину! Вы оказываетесь один на один с мощным механизмом государственной автоинспекции в лице инспектора. Это неотвратимо, от того не застрахован ни один водитель.

Действующее законодательство в последнее время серьёзно усилило административную ответственность за нарушение правил дорожного движения. Что ж, число автодорожных происшествий говорит в пользу такого решения.

В законодательстве присутствуют такие репрессивные меры, как арест водителя на пятнадцать суток (ст.165 КоАП РСФСР), задержание (а по существу, несанкционированный арест) транспортного средства на неопределённый срок, изъятие водительского удостоверения на срок до уплаты штрафа. Повсеместно

практикуется направление водителей на так называемую «переэкзаменовку», что является, наряду с лишением водительских прав, назначением второго, несуществующего в законодательстве РФ наказания.

А что делать, если претензии инспектора ГАИ, на ваш взгляд, необоснованны? Ведь с этим явлением приходится сталкиваться постоянно. Может даже создаться впечатление, что диктат узковедомственных интересов ГАИ не оставляет водителю никакой возможности спокойно ездить по дорогам России, а фигура инспектора вырастает до размера как минимум удельного князя.

Однако, во всём мире есть достаточно эффективное средство борьбы за права человека и гражданина с нарушителями закона в правоприменительных структурах. Это — знание законодательства, умелое его применение, спокойствие и выдержка в процессуальном поединке с любыми должностными лицами. Поединок в юридической и социологической литературе потому и называется процессуальным, что в этой борьбе применяются особые приёмы и методы: допросы, обжалования, опротестования, которые отражены в специальных разделах законодательства.

ВЫ СЧИТАЕТЕ СЕБЯ НЕВИНОВНЫМ

Главный критерии современного законодательства состоит в следующем: вина любого гражданина — обвиняемого ли в убийстве, хищении или проезде перекрёстка на красный сигнал светофора должна быть доказана всесторонне и полно. Сомнения толкуются в пользу обвиняемого. Это и есть известный принцип презумпции невиновности, закреплённый в ст. 49 Конституции РФ.

Сотрудники прокуратуры, уголовного розыска, Министерства безопасности хорошо осведомлены о многоступенчатости процесса, в него входят: дознание, следствие, суд первой инстанции, кассационное обжалование, участие защитника и т.д. Поэтому они стараются добыть кирпичики улик, свидетельских показаний, многочисленных экспертиз и очных ставок. Из этих кирпичиков постепенно строится Здание доказательств. Крепкое или шаткое, но это здание можно увидеть и проверить на прочность.

Иное дало сотрудники ГАИ. Они считают, что их мнение, порой никакими доказательствами не подкреплённое, и есть исчерпывающее основание для наказания водителя. Как правило, должностные лица Госавтоинспекции затрудняют себя ответом на самый простой вопрос: «Какие доказательства вины водителя имеются, кроме голословного утверждения инспектора (изложенного в протоколе, рапорте, сделанного в устной форме)?»

Но, чтобы такой вопрос задать и выявить в дальнейшем нарушения Закона инспектором (если таковые имеются), необходимо наряду со знанием законодательства уметь и применять его на практике. Сегодня мы рассказываем о некоторых приёмах защиты прав и законных интересов граждан, в данном случае — водителей.

Итак, ситуация первая. Вы в качестве водителя управляете транспортным средством. Неожиданно слышите свисток, но не видите сотрудников ГАИ или напротив, видите сотрудника, но не слышите свистка. Смело, строго по правилам, продолжайте движение в соответствии с правилами, так как требование об остановке должно быть понятно всем участникам дорожного движения (приказ МВД РФ N6 от 10.01.1994г. п.8.3.).

Другая ситуация. Знак жезлом и свисток однозначно относятся к вам. Включаете указатель поворота и плавно прируливаете к тротуару иди обочине, пропуская транспорт, движущийся в попутном направлении ( п.8. 1, п.8.4 Правил дорожного движения).

Остановившуюся машину и инспектора отделяют десять — двадцать метров. Необходимо ли сдавать задним ходом? Может быть, выйти из машины и приблизиться к инспектору? Выбирайте сами: это Ваше право, но не обязанность. Строго говоря, инспектор должен подойти и назвать фамилию, должность, подраздаление, где он работает, а также объяснить причину задержания на основании глав 4 и 8 Приказа МВД РФ от 10.01.94. N6. То, что на языке водителей называется «остановил», на языке юристов называется «задержал».

Первый совет: если вы чувствуете себя правым, встречайте инспектора с блокнотом в одной руке и авторучкой в другой. Выделите для них определённое место в перчаточном ящике и всегда возите с собой. Канцелярские принадлежности пригодятся и в другом случае (записать объявление, номера телефонов и т.д.). Необходимо подчеркнуть, что у инспектора на груди должен быть приколот специальный жетон (знак) номера согласно п.2.5.4. вышеупомянутого приказа N6. Отсутствие жетона должно вызвать у вас недоверие. Это нарушение инструкции инспектора часто объясняют так: «Отломалась булавка, на которой он крепится», и достают знак из кармана. Обязательно попросите сотрудника ГАИ предьявить Вам служебное удостоверение. Он не имеет права дать Вам его в руки, но обязан предьявить и предоставить возможность переписать данные (п.8.8. приказа МВД РФ N6). Таким образом. Вы будете точно знать, с кем имеете дело, а инспектор будет предполагать, что на него могут пожаловаться, и постарается откровенно закон не нарушать. Как минимум, он объяснит, в чём выражаются его претензии. Когда придраться уж совсем не к чему, может быть пущен в ход последний довод: «Вы не пристёгнуты ремнем безопасности». На это есть резонный ответ: «Ремнем безопасности необходимо пользоваться при движении, а моя машина стоит. Я отстегнулся только что, пока Вы шли ко мне, и сделал это для того, чтобы достать документы. В остановившейся машине и водитель, и пассажир не обязаны быть пристёгнуты.»

Часто инспектор, видя уверенность водителя и знание им закона, отказывается в устной форме от обвинения. Это его право. Это — умный инспектор. Пожелайте ему всего доброго. Однако есть сотрудники, которые любят писать. Хотя утверждают, что план по протоколам не имеют. Они составляют протоколы по любому поводу, чаще всего они требуют, чтобы водитель пересел в патрульную машину, (варианты: проследовал в пикет, в «стакан» и т.п.), но это, опять же, Ваше право, но не обязанность. Обязанностью это станет с того момента, когда сотрудник милиции составит протокол задержания в соответствии со ст.240 КоАП РСФСР. Протокол задержания не следует путать с административным протоколом, где указываем, в каком деянии гражданин обвиняется. Задержание производится в исключительных случаях. Основанием для него могут быть: отсутствие документов, подозрение в угоне, управление транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, неисправности т/с, эксплуатация незарегистрированного т/с и т.п. (п.4.3.4 приказа N6).

Согласно ст.242 КоАП РСФСР срок административного задержания не может превышать трёх часов. Вот почему в таких ситуациях важно потребовать при составлении протокола указать в нём время составления, иначе Вас будут катать по городу, скажем, всю ночь: из отделения милиции в наркологический диспансер, потом в отдаление ГАИ и т.д. После составления протокола с указанием времени сотрудники милиции будут чаще поглядывать на часы. Согласно ст.240 КоАП РСФСР по просьбе лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения уведомляются родственники, администрация по месту работы или учёбы. Поэтому используйте любую возможность, чтобы из ближайшего телефона-автомата позвонить родным, близким, сослуживцам. Можно передать записку с прохожим или водителем попутной машины. Почему это важно сделать в случае затягивания конфликта? Приезд ваших знакомых на трассу или в отделение обезопасит вас от злоупотреблений со стороны должностных лиц. Кроме того, сейчас повсеместно в различных делах на самых ранних стадиях практикуется участие адвоката, вам никто не может запрещает произнести всем известную по западным фильмам фразу: «Без моего адвоката я слова не скажу».

Максимальный срок задержания — три часа — вам грозит в исключительных случаях, на составление обычного административного протокола достаточно, на наш взгляд, 10-15 минут.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ИЗЪЯТИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ

Самым важным документом, который необходимо всегда иметь при себе, является технический паспорт (талон). Это документ, подтверждающий право собственности и не подлежащие изъятию, какое бы нарушение вы ни совершили, даже аварию с самым трагическим исходом. На трассе может быть море крови и гора исковерканного металла, а технический паспорт всё равно должен остаться у собственника транспортного средства.

Водительское удостоверение пока что в нарушение Закона «О залоге» и ст. 195 Гражданского кодекса РФ подлежит изъятию на срок до уплаты штрафа. Технический же паспорт, справка-счёт, другие документы, подтверждающие право собственности, никогда, ни при каких обстоятельствах изъятию не подлежат.

Конечно, в порядке исключения любой документ может быть задержан по подозрению в подлинности и направлен на специальную криминалистическую экспертизу. Но это происходит, как правило, в рамках уголовного процесса и должно быть оформлено специальным протоколом, но никак не административным, какие постоянно составляют инспектора ГАИ.

ДАВАТЬ ИЛИ НЕ ДАВАТЬ ДЕНЬГИ?

Принципиально важным представляется нам остановиться на следующих ситуациях. Например, у вас в машине маленькие дети, старики, инвалиды. Или Вы опаздываете в театр, на деловую встречу, на любовное свидание, в ресторан, на торжественный банкет. Словом, нет сегодня ни времени, ни сил, ни желания вступать с инспектором в словесную перепалку. А он тут как тут. Зачастую составление протокола отнимает у водителя до 30-40 минут. А споры вокруг сирены, технических неисправностей и т.п. могут длиться и дольше, и на этом построено большое и малое вымогательство.

Кто платит деньги, тому Бог судья. Мы тут не советчики. Мы советчики и помощники тем, кто хочет относительно быстро уехать и одновременно раздобыть доказательства преступления инспектора.

Есть мнение: «Кукла» — не мошенничество, а форма и способ уклонения от вымогательства взятки. Возите с собой в перчаточном ящике, сумке, папке так называемую «куклу». Сверху купюра, целесообразнее по 500 или 1000 рублей (тогда пачка будет толще). Снизу купюра. В середине умело нарезанная бумага, лучше всего в банковской упаковке. Достаёте «куклу» и говорите: «Командир, вот здесь как раз сто (пятьдесят) тысяч рублей, только что наша фирма в банке получила. Можешь не считать, точно, как в аптеке. Давай мои права и отпускай с миром». И улыбайтесь от уха до уха. В девяноста случаях из ста вы спокойно уедете. Я не представляю инспектора, который бы разорвал упаковку и стал пересчитывать толстую пачку денег, вот почему важно, чтобы купюры были меньшего достоинства.

Автор/источник: О. Ионов и Э. Пудрук