Выплаты по ОСАГО могут увеличиться за счет учета утраты товарной стоимости автомобилей

Комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал принять во втором чтении проект закона, фактически увеличивающего размер выплат по "автогражданке".

Принятые в прошлом декабре в первом чтении, эти поправки предусматривали выплату страховой суммы с учетом износа деталей, но без учета утраты товарной стоимости (УТС) автомобиля. Но ко второму чтению они заметно изменились. Теперь УТС должна учитываться в страховой выплате, из-за чего выплата может увеличиваться на 5-15%.

Долгое время страховщики платили, учитывая износ, но без УТС. Но несколько раз эта практика вступала в противоречие с решениями Высшего арбитражного и Верховного судов, которые заставляли компании поступать наоборот. Из-за этого размер выплаты увеличивался на 20--30%. Чтобы избежать недоразумений с судебными решениями, страховщики решили узаконить сложившуюся практику.

Но о поправках, принятых в первом чтении, неблагосклонно высказывались представители Верховного суда. Они даже подготовили альтернативный проект закона, расширяющего перечень рисков по ОСАГО. В мае же правительство дало на поправки отрицательное заключение: «Поскольку утрата товарной стоимости транспортного средства относится к реальному ущербу, она подлежит к взысканию со страховой организации по договору ОСАГО».

Источник «Газеты» в правительстве пояснил, что в разгар кризиса «законодательное закрепление уменьшения выплат по "автогражданке" невозможно».

В результате комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал принять поправки в том виде, в котором они были рекомендованы правительством.

Последствия этого решения оценить сложно. «Я очень удивлена этим решением, - говорит руководитель дирекции развития страхования компании МАКС Светлана Гусар. - УТС касается только новых авто и становится актуальным только при продаже машины. УТС сложно отнести к реальному ущербу, и поэтому, насколько я знаю, в других странах УТС не возмещается. Если эта норма будет принята, выплаты возрастут не меньше чем на 5--7%».

«Если сейчас убыточность составляет более 70%, то после принятия поправок она превысит 80% и возрастет, по моим оценкам, на 10--15%, - считает руководитель управления методологии обязательных видов страхования "АльфаСтрахования" Денис Макаров. - Одно могу гарантировать: если с принятием поправок не будут повышены тарифы по ОСАГО, рынок "автогражданки" очистится. Главное - чтобы при этом с него не ушли крупные компании».

Таким образом, вполне вероятно, учет УТС станет одним из главных аргументов страховщиков в увеличении базовых тарифов по ОСАГО.

4 тыс. водителей могут остаться без выплат по ОСАГО

Российский союз автостраховщиков (РСА) заявил, что не сможет выплачивать возмещение по ОСАГО водителям, пострадавших от компании «Уралрос». В результате 4 тыс. автовладельцев могут остаться без выплат по «автогражданке». Об этом решении союза говорится в распространенном вчера пресс-релизе.

«Компенсационные выплаты РСА осуществляет при наличии документов, подтверждающих право потерпевшего на получение выплаты, а также обосновывающих размер заявленных требований», - говорится в релизе. «Уралрос» документы в союз не предоставил. Между тем компания может в ближайшее время покинуть рынок. Ее лицензия приостановлена приказом Росстрахнадзора от 16 апреля. Неисполнение предписаний надзора грозит отзывом лицензии. По информации РСА, сейчас в «Уралросе» находится более 2 тыс. неурегулированных заявлений о выплатах и возможна подача еще 2 тыс.

02.06.2009 / КСЕНИЯ ЛЕОНОВА

Материал опубликован в "Газете" №99 от 03.06.2009г.