В последнее время на рынке ОСАГО активизировались мошенники. «ЭВ» решил узнать у экспертов, по каким признакам их можно обнаружить и нейтрализовать?

Рынок ОСАГО по объемам собранной страховой премии растет благодаря увеличению тарифов. Однако по количеству заключенных договоров наблюдается падение. Причина — кризис и тот же рост цен на полисы. «В целом тарифы скорректированы верно, благодаря чему ОСАГО, как линия бизнеса, выходит из кризиса. Однако есть регионы, где корректировки тарифов в таком размере было недостаточно, и там ОСАГО до сих пор остается убыточным», — пояснил директор департамента андеррайтинга СК «Согласие» Дмитрий Кузнецов. На падение продаж повлияли и другие факторы: снижение деловой активности перевозчиков в коммерческом секторе и распространение поддельных полисов.

«Существует четкая зависимость между распространением практики использования поддельных полисов и деятельностью так называемых автоюристов, так как именно ее последствия привели к резкому подорожанию полисов в отдельных субъектах. В тех регионах, где деятельность юристов «процветает» (Челябинская, Пензенская, Томская области, Краснодарский и Красноярский края, Татарстан), количество поддельных полисов неуклонно растет, что вызывает снижение продаж ОСАГО в штуках», — отмечает руководитель управления методологии обязательных видов страхования СК «АльфаСтрахование» Денис Макаров. По его словам, с 2012 года на рынке регулярно появляются партии поддельных полисов, которые исчисляются тысячами, а также единичные случаи попыток продажи, в основном по рекламным объявлениям.

Как считают эксперты, подделка полисов и их сбыт — это хорошо налаженный бизнес, который приносит мошенникам огромные деньги. Оценить объем денег, который проходит через них, очень сложно. «Во-первых, мы не видим картины по остальному рынку. Во-вторых, конечная стоимость поддельных полисов очень отличается: кто-то продает их по сумме в районе 1 тыс. руб., кто-то умудряется гораздо дороже», — отмечает Макаров.

Мошенники используют номера существовавших в действительности полисов ОСАГО, создают по ним подделку достаточно высокого качества, отличить которую от оригинала обывателю достаточно сложно. Такие полисы продаются чаще всего не в тех регионах, где ранее существовали оригиналы, а на других территориях. «Тарифы страховщиков выросли в этом году в среднем на 35–40%, что вызвало возмущение у многих водителей. В этой ситуации самый главный совет — не реагировать на предложения купить полис по неадекватно низкой цене, поскольку на рынке очень много недобросовестных предпринимателей, которые вводят своих клиентов в заблуждение и продают им поддельные полисы. При этом ответственность за поддельный полис лежит на автовладельце», — говорит руководитель управления продаж «Страховые брокеры АСТ» Иннокентий Лукьянов.

Для того чтобы вас не обманули, лучше всего покупать полисы в офисе страховых компаний. Второй способ — получить небольшую скидку у страховых брокеров. Но важно понимать, что скидка в случае именно с ОСАГО не может быть большой, поскольку тарифы регулируются.

Иван Антропов из Института актуальной экономики говорит, что сейчас все большее распространение получает покупка полисов ОСАГО дистанционно, их можно приобрести через Интернет. За этим способом будущее, поскольку мы уже привыкли к тому, что дистанционно можно получить банковские услуги. К тому же покупка полиса онлайн защищает от мошенников. Правда, пока этот способ не получил большого распространения из-за консерватизма населения, однако со временем доля электронного ОСАГО будет только расти.

По данным Российского союза автостраховщиков, сейчас в день продается более 300 электронных полисов ОСАГО. «В подавляющем большинстве пока автовладельцы предпочитают традиционный способ покупки. Это связано с техническими проблемами, с которыми иногда сталкиваются потребители на сайтах, а также с недоверием населения к онлайн-сервисам», — отмечает начальник отдела методологии управления андеррайтинга автострахования «СОГАЗ» Юрий Горцакалян. На сайтах страховых компаний полис можно оформить за несколько минут, достаточно указать марку автомобиля, число страховых случаев и другие несложные данные.

«У нас есть собственное представление о том, какое количество договоров может быть продано нами в электронном виде. Но пока говорить об этом конкретно преждевременно, так как на это будет влиять большое количество факторов: корректность работы системы, запрос на такую технологию со стороны автовладельцев (необходимо понимать, что к новой технологии население должно привыкнуть, испытать), развитие онлайн-канала другими участниками рынка. Разумеется, что в ближайшие год-полтора доля электронных договоров будет гораздо меньше доли договоров, заключаемых традиционным способом. Население должно привыкнуть», — говорит Макаров. Он рассчитывает, что в этом году онлайн-продажи ОСАГО будут колебаться на уровне 3–5% от общего объема.

Естественно, многих автовладельцев волнует вопрос, как сэкономить на покупке полиса. Надо понимать, что экономия на покупке полиса у посредника может привести к значительно большим тратам при ДТП. Лучше купить полис у брокера или у самого страховщика, чем у сомнительного продавца, который знает ваш номер телефона и предлагает слишком хорошие условия.

У автора текста была история, когда звонивший представился сотрудником крупной страховой компании. Однако на мой вопрос, почему он не пишет письма с рабочего адреса, а пользуется домашним, посредник ответил, что корпоративной почтой ему не разрешает пользоваться руководитель. Естественно, после таких невнятных объяснений наше общение прекратилось, и я спокойно купил полис в салоне у дилера.

Напомним, что стандартный бланк полиса каско должен иметь типографский номер бланка строгой отчетности (БСО), расположенный, как правило, в нижнем левом углу полиса, по которому он зарегистрирован в информационной системе страховой компании, где отслеживается его движение и статус. «Если в полисе ОСАГО номер договора соответствует номеру бланка полиса, то в полисе каско помимо номера БСО при выдаче его подотчетному лицу в верхней части бланка указывается регистрационный номер договора страхования. Отсутствие в полисе каско номера договора указывает на его подделку», — объясняет Макаров.

Перед заключением договора необходимо позвонить страховщику и выяснить, работает ли курьер в страховой компании или является ее посредником, действительна ли предъявленная им доверенность, зарегистрированы ли в информационной системе бланк полиса, на котором оформлен договор страхования, и квитанция формы А-7 на получение страхового взноса, каков их статус. В случае выявления признаков мошенничества оператор соединит клиента с сотрудником ДЭБ, который даст рекомендации по дальнейшим действиям. «Практика показывает, что при такой тщательной проверке мошенники уже на стадии проверки документов, удостоверяющих личность и полномочия, как правило, перестают докучать своими звонками», — резюмирует гендиректор компании «Фаст Финанс» Дмитрий Коршунов.

Олег Басов