Экономический кризис в России продолжает влиять на сокращение спроса на новые машин, что в свою очередь приводит к оживлению вторичного рынка. Только за прошлый год спрос на подержанные машины вырос на 6%. «Газета.Ru» разобралась в том, где и как автовладелец сегодня может наиболее выгодно продать свое подержанное транспортное средство.

В 2014 году только по приблизительным данным было продано более 6 млн подержанных автомобилей. Однако далеко не всегда операция по обновлению личного автомобиля оставляет приятные впечатления — на вторичном рынке потенциальных покупателей и продавцов ждет множество подводных камней и тонкостей.

«Есть три разных способа продать машину, — рассказал «Газете.Ru» гендиректор автомобильного аукциона Carprice Эдуард Гуринович. — Первый — это, так сказать, из рук в руки, через объявления. Этот вариант хорош для тех, у кого железные нервы, много времени и багаж технических знаний. Такой автовладелец не будет переживать по поводу сорвавшихся сделок, въедливых покупателей или наглых перекупщиков и в результате сможет продать свое авто по максимально высокой цене без посредников. Главный минус такого варианта продажи — время. Даже машина в хорошем состоянии может продаваться вплоть до нескольких месяцев. Второй способ — программа «трейд-ин». (При покупке нового автомобиля дилер засчитывает стоимость старой машины клиента в счет приобретения новой. Чаще всего эта процедура проходит в течение нескольких часов.) Но однозначно можно говорить о том, что продавец получит в этом случае меньшую финансовую выгоду, чем в случае продажи машины по объявлению.

Тем не менее из-за кризиса многие дилеры предлагают сегодня владельцу по такой программе до 90% от реальной рыночной стоимости машины, хотя раньше машины оценивались автосалонами примерно в 80% от их средней рыночной цены».

Как отмечает Гуринович, есть и третий, альтернативный способ продажи машины с помощью автомобильного аукциона. «Продажа машин таким образом очень распространена в США и Японии, — поясняет собеседник. — Все покупатели собираются в одном месте в одно время и предлагают свои цены за выставленные на аукцион транспортные средства. Такой формат позволяет определить справедливую стоимость машины. Ведь никто не знает, за сколько продаются в конечном итоге автомобили из объявлений в интернете. Соответственно, тот, кто хочет продать авто, никогда не сможет узнать, сколько реально стоит его машина, даже если просмотрит 100 других объявлений».

Гендиректор «Подбор Авто» Денис Еременко не рекомендует продавать автомобиль «серым» дилерам, поскольку в этом случае слишком высок риск быть обманутым. «Типичная уловка таких автосалонов заключается в том, что менеджер по телефону называет одну сумму, а когда клиент приезжает для сделки — безосновательно снижает стоимость, — рассказывает Еременко. — Как минимум для автовладельца эта ситуация грозит потраченным впустую временем. Поэтому если задача состоит в том, чтобы как можно быстро продать машину, лучше обращаться к официальным дилерам и продавать автомобиль по программе «трейд-ин».

На самом деле, можно продать автомобиль быстро и самостоятельно с помощью объявлений. В таком случае нужно провести небольшой анализ цен на аналогичные модели и установить цену на свой автомобиль чуть ниже средней по рынку».

Привести машину в товарный вид

Внешность машины при выставлении на продажу через объявления может существенно сказаться как на сумме сделки, так и на том, как быстро она будет продана.

Но, к примеру, перекрашивать машину полностью, даже при наличии большого количества сколов и царапин, эксперты не рекомендуют. С одной стороны, будущий владелец может опасаться, что автомобиль побывал в серьезной аварии и был восстановлен. Кроме того, затраты на покраску едва ли могут пропорционально повысить стоимость машины.

Один из способов сделать машину более привлекательной визуально — почистить салон. Можно самостоятельно пропылесосить сиденья и пол и помыть коврики, либо же отвезти машину на мойку и сделать полноценную химчистку — салон будет выглядеть как минимум опрятно, кроме того из него уйдут неприятные запахи. Ряд автомоек даже предлагают специальную услугу — предпродажная подготовка, где все необходимые операции по приведению автомобиля в порядок проводятся в комплексе. Стоит отметить, что согласно исследованию британских маркетологов, «запах новой машины» повышает вероятность сделки по продаже автомобиля на 30%.

Не стоит недооценивать и эффект от профессиональной полировки кузова, которая серьезно улучшает внешний вид кузова и может повысить цену авто для тех покупателей, кто в первую очередь уделяет внимание внешнему состоянию транспортного средства.

Что касается «железа», то если у машины есть технические неисправности, резонно устранить их перед продажей, чтобы лишить покупателя повода придраться и сбить цену. А вот тратить деньги на внеплановую замену «расходников» особого смысла нет, поскольку новые владельцы, как правило, все равно после покупки проводят ТО машины.

Как отмечает Гуринович, при продаже «из рук в руки» внешность машины может на 20% повысить или понизить стоимость машины. «Но если вы продаете машину профессионалу, то тут все куда более прагматично — внешность автомобиля практически не будет играть никакой роли. Для профессионала главным является только техническое состояние».

«В России принято скручивать пробег при продаже машины — это повышает шансы на то, что объявлением заинтересуются потенциальные покупатели,

— отмечает Еременко. — Стоимость машины также меняется в зависимости от пробега. Однако если покупатель проведет впоследствии диагностику автомобиля, то махинация может вскрыться».

Правильно составить объявления

При продаже машины с помощью объявления в интернете эксперты также советуют соблюдать ряд правил, которые помогут осуществить сделку быстрее и на более выгодных условиях.

Так, владельцу машины рекомендуется избегать таких формулировок причин продажи, как «срочно нужны деньги из-за кризиса». Этой срочностью непременно будут пользоваться потенциальные покупатели и торговаться с владельцем более активно.

Самый простой и «правильный» ответ на вопрос о причинах продажи — желание купить новую машину или модель другого класса.

Не стоит в тексте объявления или в разговоре с покупателем при встрече расписывать все недостатки машины. Лучше предоставить покупателю возможность задать все интересующие вопросы и честно ответить на них.

А вот классическая фраза «ТО и все ремонтные работы проводились своевременно и у официального дилера» работает, внушая покупателю уверенность в том, что за машиной следили. Правда, стоит понимать, что покупатель с легкостью может проверить эту информацию, позвонив в сервисный центр официального дилера.

Комплект зимних или летних колес лучше отдавать «бесплатно», включая примерную цену подержанного комплекта в общую стоимость машины. Специалисты отмечают, что фраза «резина есть, но обсуждается отдельно» может отпугнуть покупателя от встречи с «жадным» продавцом.

Кроме того, в объявлении необходимо описать все достоинства машины, будь то дополнительные опции или оборудование, сохраненные чеки из автосервиса и тому подобные преимущества перед другими похожими предложениями на рынке.

Еще одним важным условием для успешной продажи автомобиля через объявления в интернете являются качественные фотографии, на которых машина в чистом виде запечатлена со всех ракурсов.