Многие считают, что выбор зимних покрышек состоит в том, чтобы определить, брать шипованную резину или «липучки» и кому отдать предпочтение – отечественному производителю или зарубежному. Рассмотрим эту задачу подробно.

В большинстве автолюбители предпочитают тот тип резины, который удовлетворял их в прошлую зиму. Пока немногие подходят к этому вопросу сознательно – то есть понимая, для каких конкретных условий и стиля вождения покупается новая резина. А ведь именно неверный выбор шин и нечеткое понимание водителя являются фактором частых зимних аварий, особенно «по первому льду» или даже просто по холодному асфальту!

Для начала, следует запомнить, что все четыре шины должны быть одинаковые! Ставить разные покрышки на разные оси, даже если все покрышки зимние, опасно – баланс тормозных сил может быть нарушен, а результат часто очень печален. Особенно следует помнить важность этого момента на внедорожниках с полным приводом – они всегда тяжелее своих легковых собратьев, а полный привод не добавляет мощности тормозам и сцепления колесам в торможении. Будьте осторожны на полноприводной машине!

Один из основных постулатов безопасного зимнего вождения: чем универсальнее шина – тем хуже ее свойства в каждом конкретном случае, в сравнении с сезонными шинами.

Универсальная для всех условий резина – это миф! У любой, даже самой современной шины, диапазон условий эксплуатации далек от совершенства. Но зато сегодня можно найти шины, которые для определенных условий будут иметь самые высокие показатели.

При этом хорошие летние покрышки всегда будут более устойчивы и безопасны летом, чем самые лучшие зимние – зимой. Поэтому сохранить летний стиль вождения не представляется возможным, и безопасная скорость будет на четверть ниже привычной летней, а дистанцию следует увеличить в 2-3 раза. Сравнение сезонных и всесезонных шин

Летние шины работают при температуре от 0/+5 до +50 и выше. При низкой температуре шина твердеет и перестает обеспечивать сцепление.

Всесезонные – от -10 до +10. При очень низкой (-30) температуре ведет себя, как летняя – твердеет и скользит.

Зимние шины предназначены для температур от -30/40 до 0/+5. При более высоких температурах шина становится слишком мягкой, ускоренно истирается, теряет шипы и может «взорваться».

Кстати, летняя шина зимой тоже может треснуть при проколе, вплоть до непригодности для ремонта.

Теперь ясно, почему летняя резина, а в большинстве случаев – и всесезонная, не может использоваться зимой. Какие функции должны выполнять зимние покрышки?

Вспомним, какие функции требуются от колес зимой:

– максимальное сцепление на льду и замерзшем асфальте; – способность «вкопаться» в плотный и не очень снег; – отвод слякоти и снега на городских дорогах, где применяются реагенты.

Асимметричный рисунок протектора – свежий подход, призванный обеспечить хорошее сцепление на асфальте и «не подкачать» на снегу и в слякоти, этого достигают разницей рисунков на внешней и внутренней половинах покрышки. Этот рисунок всегда направлен и не имеет шипов.

Для обеспечения высокой проходимости следует обратить внимание на «скандинавский» рисунок протектора – направленный V-образный набор крупных элементов, с большими зазорами, высотой до 10 мм, и с шипами. Это очень популярный среди россиян тип покрышек, хотя и не всегда подходящий. Такая покрышка шумит, повышает расход топлива и не подходит для высоких скоростей по причине сниженной эффективности торможения.

«Европейский» рисунок – направленный, высота элементов около 7 мм, «косые» штрихи рисунка, напоминающие спортивную резину. Хороши для холодной, сухой и чистой трассы. Лед, слякоть и снег могут создать большие трудности.

Классические зимние шины – достаточно крупный рисунок, высота элементов около 8 мм, бывает направленный и нет, часто без шипов. Достаточно универсальна для различных условий, если соблюдать повышенную осторожность и не «гонять». Обычно дешевле вышеназванных вариантов и, нередко, долговечнее.

Кстати: при обкатке новых шин следует в любом случае ездить максимально осторожно, особенности заводского изготовления оставляют пленку технологической смазки на протекторе, которая полностью стирается лишь за несколько сотен километров пробега.

Осталось понять, в каких условиях вы планируете ездить в этом и будущих зимних сезонах, подумать, что вам ближе – проходимость и шипы, надежность на асфальте и льду или всего понемногу, посмотреть, что есть в кошельке – и вперед, за новыми шинами! Удачи на дороге!

Леонид Серый