Весной на дороги России приходит беда совершенно специфического рода. Зовется она – «подснежники». Этим прозвищем еще с советских времен именовались водители, которые на зиму ставят свои авто на прикол.

Десятилетия назад в течение трех-шести месяцев в году вообще не садиться за руль имело кое-какой смысл. Так пытались уберечь свою «ласточку» от соли на дорогах, пусков мотора на морозе и прочих ужасов зимней автомобильной жизни. Подобный метод эксплуатации в свое время объяснялся особенностями конструкции и качества отечественных машин. Сейчас таковых на наших дорогах становится все меньше, сменяясь стремительно растущим поголовьем иномарок, которые и окрашены как следует, и заводятся без проблем в любой мороз. Однако популяция «подснежников» и не думает сокращаться.

Если еще десять-пятнадцать-двадцать лет назад характерным типажом «подснежника» был дедуля на стареньких «Жигулях», то теперь им может оказаться и пожилой джентльмен на десятилетнем Mercedes-Benz, и средних лет дядя на новом бюджетном седанчике, и неопределенного возраста тетка на той или иной степени свежести кроссовере. Как правило, объединяет их один главный признак: каждый день на работу они ездят на общественном транспорте, а машина им нужна, в основном, для поездок на «фазенду». Зимой на занесенном снегом дачном участке делать нечего и поэтому машина большую часть года тупо стоит, в лучшем случае на стоянке или в гараже, а чаще – на улице поблизости от городской многоэтажки, где большую часть года обитает «подснежник»

Экскурс в «ботанику»

Что же это за чудо такое – «подснежник»? Фактически, это неопытный водитель! Хотя формально водительский стаж у него может быть – о-го-го! «Да я за руль сел 15 (20-30-40, нужное подчеркнуть) лет назад!» – немедленно возмутится такой гражданин, если кто-то посмеет упрекнуть его в недостатке водительского мастерства. Да, за руль-то ты впервые сел 40 лет назад. Да только с тех пор сидел за ним все го ровно 80 раз – когда весной открывал дачный сезон, а осенью отвозил дары природы с дачи в город.

Дачный сезон, фактически, уже наступил и буквально в ближайшие выходные на дороги выплеснется легион «подснежников». Отсутствие на протяжении последних месяцев постоянной водительской практики у большинства из них оборачивается следующими неприятностями. Прежде всего, «поднежник» не понимает, что происходит с его машиной в движении: он не помнит как она реагирует на движения рулем, как тормозит, как реагирует на движение педали газа и сцепления, если, авто оснащено МКП. Во-вторых, что гораздо опасней для окружающих, «подснежник» лишь смутно осознает происходящее вокруг его машины, не «читает» дорожную ситуацию. Его мозг, на самом деле, и так перегружен сверхзадачей удержания машины на заданном курсе и поддеражании не очень страшной скорости. Прочие участники движения воспринимаются «подснежником» примерно как если бы ты, читатель, на своем семейном седане, вдруг оказался на трассе F1 во время гонки и с содроганием наблюдал как мимо тебя проносятся болиды. Таким образом, становится понятно, что на самом деле «подснежник» на трассе проявляет мужество улитки, преследуемой асфальтоукладчиком.

«Я милого узнаю по походке»!

Как же вычислить «подснежника» на дороге и уберечь себя от последствий его зимней «спячки»? Вот несколько типичных признаков «подснежного поведения»:

Зачастую «подснежник» выдает себя конвульсивным стилем разгона: он заново осваивается к педалям газа и сцепления (если есть). От этого машина то взвывает мотором и прыгает вперед, то захлебывается (иногда и глохнет) на холостых оборотах.

Другой признак – необъяснимо частое торможение. «Стопы» , порой мигают с частотой «аварийки»! Это мы привыкаем к скорости: нечаянно разгоняемся до жутких 60-70 км/ч, пугаемся и судорожно тормозим.

А еще «подснежник» обожает непредсказуемые и внезапные перестроения. Увидел ямку в асфальте – немедленно ее объезжаем, вдруг что с подвеской случится! Разумеется, посмотреть при этом по сторонам и в зеркала заднего вида не приходит голову. И про предварительное включение «поворотников» можно и не заикаться. Не до этого – разум захлестывают волны адреналина, стресс бушует в организме! Стресс, вызванный полнейшей концентраций чувств, сил и эмоций на одном – доехать живым! Отсюда – судорожный хват руля, остановившийся на какой-то точке впереди взгляд («на спидометре – 40, в глазах – смерть»), постоянные подруливания и виляния на прямой.

«Подснежника» чуть более опытного, оказавшегося на дороге уже второй, а то и третий раз за сезон вычислить уже не так просто, но тоже можно. Он уже более или менее вспомнил, как обращаться с машиной, но все эти сотни авто вокруг продолжают заметно угнетать его психику.

Наверняка вам знакома такая ситуация: вы плететесь в вялотекущем заторе, а справа от вас бесконечным потоком проносится вперед нескончаемая вереница так называемых «обочечников». Они весело обгоняют таких же как вы законопослушных автомобилистов и один за другим встраиваются в ваш ряд где-то впереди. А вы, скрежеща зубами, вынуждены плестись все медленней и медленней. Будьте уверены: впереди – «подснежник». Он все никак не может понять, что его легковушка – не большегрузная фура и таки умеет таки тормозить довольно неплохо. И потому старается держать как минимум 50-метровую дистанцию до кормы впереди идущего авто. В это окно встраиваются «обочечник» за «обочечником» и «подснежник» каждый раз притормаживает, стараясь держаться от каждого из них подальше. Чем тормозит движение всего ряда!

А если вы, идя по прямой как стрела загородной трассе с разрешенной скоростью в левом ряду, вдруг «упираетесь» в корму машины, двигающейся со скоростью черепахи, не нервничайте и не пытайтесь достучаться до сознания ее водителя «моргая» дальним. Точно также не стоит после обгона «тошнота» учить его жизни с помощью резки торможений перед его капотом. Это бесполезно, поскольку перед вами «подснежник». Просто для него эта скорость и так равна первой космической. А может, он заранее готовится к повороту налево! Нужный ему перекресток уже в каких-то десяти километрах, вдруг он не успеет вовремя перестроиться?! Вот он заранее и подготовился!

Еще один характерный прием вождения «подснежника» – упорно держаться крайнего правого ряда на дороге с четырьмя-пятью-шестью рядами движения в каждую сторону. Такая манера езды неторопливой езды, в принципе, никому не мешает. Но только до тех пор, пока не приближается очередная развязка со скоростными съездами-въездами! но товарищу же невдомек, что воим «праворядием головного мозга» подснежник умудряется создавать проблемы всем, кого угораздило в этом месте и в это время въехать на скоростную трассу или съехать с нее.

Спокойствие! Только спокойствие!

Поэтому позволим себе дать несколько советов на случай, если вы засекли на горизонте «подснежника». Главная рекомендация – уступите ему дорогу, даже если он выезжает со второстепенной! Возможно «подснежник» уже забыл, что означает висящий около дороги знак «перевернутый белый треугольник с красной каймой»! Не стоит надеяться на адекватность и память человека, находящегося в «режиме подснежника» – себе дороже.

Если «подснежник» оказался в попутной вам машине, по возможности смените полосу движения. И, самое главное, постоянно держите его в поле зрения. А при ближайшей оказии постарайтесь аккуратно обогнать его и оторваться подальше. Вообще, главное лекарство от «подснежника» – держаться от него как можно дальше. Чтобы он не смог навредить вам никоим образом: не врезался в вас, не спровоцировал аварию с вашим участием и не устроил «замес» из автомобильного железа где-то впереди.