Автовладельцы не привязаны к определённому пункту прохождения ТО, но стоит ли обращаться в первый попавшийся?

После вступления в силу закона «О техосмотре» в России теперь нет привязки прохождения технического осмотра (ТО) к месту регистрации автомобиля или к месту жительства его владельца. При наличии машины и всех необходимых документов можно выбрать любой пункт ТО, по любому принципу: удобства географического расположения, времени работы, стоимости ТО и т. д.

На сегодняшний день существует три типа станций, которые проводят соответствующую диагностику. Первые — пункты государственного технического осмотра (ПГТО) при подразделениях МВД, вторые — действующие линии инструментального контроля с техническими экспертами и третьи — частные пункты и пункты, появившиеся на базе дилерских сервисных центров и получившие аккредитацию Российского союза автостраховщиков (РСА).

Принципиально их работа ничем не отличается. Для прохождения ТО в каждый из них нужно приехать на автомобиле, предоставить необходимые документы, оплатить услугу и собственно пройти техосмотр, по окончании которого выдаётся диагностическая карта с результатами. Но на деле возникают некоторые нюансы.

Вне зависимости от принадлежности пункта, на нём должны осуществляться следующие операции:

общий осмотр транспортного средства (включая соответствие номерных агрегатов тому, что указано в документах, а также проверка наличия и состояния аптечки, огнетушителя, дверных замков, стёкол, зеркал и т. д.);

проверка двигателя и выхлопа автомобиля на уровень токсичности;

проверка исправности тормозной системы;

контроль системы рулевого управления;

проверка всего комплекса светосигнального оборудования.

По закону, процедура прохождения ТО не должна занимать более 30 минут.

Стоимость проведения техосмотра обычно везде одинакова и обычно составляет максимум, установленный властями субъекта. Отличия могут быть для повторного прохождения на том же пункте: на некоторых это та же сумма, некоторые понижают стоимость. При выборе пункта прохождения техосмотра также можно учитывать удобство расположения и время его работы. Бывшие государственные пункты обычно более строго подходят к процедуре проведения. Дилерам интересно найти недочёты, которые тут же можно и устранить.

Стоит воспользоваться услугой предварительной записи, которую предлагают почти все пункты проведения техосмотра. Это позволит сэкономит время и не стоять в очередях. В большинстве из них это можно сделать по телефону, в некоторых с помощью интернет-сервисов.

Стоит обратить внимание на то, что с 1 января 2014 года проводить ТО смогут только те пункты, которые прошли аккредитацию в РСА. По сообщению союза, на сегодня таких компаний не очень много, и судя по тем темпам, которыми сейчас осуществляется процесс, к указанному сроку не все работающие станции смогут получить сертификаты. К тому же прекратят свою работу ПГТО при отделениях ГИБДД. РСА предупреждает о возможности возникновения очередей в начале года из-за отсутствия необходимого количества сервисов с аттестатами. В любом случае при выборе пункта прохождения ТО стоит поинтересоваться, имеет ли он аккредитацию и включён ли в базу данных РСА.

Отсутствие контроля пунктов ТО со стороны МВД породило некоторое количество «бумажных» организаций. Они предлагают клиентам заполненные диагностические карты, в которые заносятся необходимые данные, и дают гарантию на попадание автомобиля в базу РСА. Стоимость таких услуг для легкового автомобиля начинается от 3000 рублей. Даже если при получении такой диагностической карты удалось оформить полис ОСАГО, это ещё не означает, что вопрос закрыт раз и навсегда. В случае ДТП, случившегося из-за какого-нибудь дефекта автомобиля, и выяснения обстоятельств такого «бумажного» техосмотра виновнику может быть отказано в признании действительности договора ОСАГО и предъявлен иск на компенсацию потерь пострадавшей стороны.