В последнее время проблема дорожного хамства и немотивированной агрессии среди участников дорожного движения привлекает к себе повышенное внимание. Конфликт между байкером и кавказцами на ТТК, нападение на депутата Романа Худякова взбудоражили не только автомобилистов. Почему на российских дорогах возникает все больше конфликтов и как правильно вести себя, если вы невольно оказались в такой ситуации, «Газете.Ru» рассказал известный психиатр-криминалист, доктор медицинских наук Михаил Виноградов.
— Михаил Викторович, как вы считаете, дорожные конфликты в последнее время вышли на какой-то качественно новый уровень агрессии или эта проблема привлекла к себе внимание по каким-то иным причинам?
— Конфликты и проблемы на наших дорогах были всегда. Я здесь не вижу какого-то всплеска. Такие случаи мелькают в криминальной хронике постоянно.
— Чем вызвано такое агрессивное поведение водителей? Это какая-то национальная российская особенность или подобные явления встречаются не только у нас?
— Это связано с общей психической напряженностью. Народ на взводе: по степени психической напряженности Россия занимает третье место в мире после слаборазвитых стран Африки и стран Балтии. Мы, россияне, готовы вспыхнуть по любому поводу. В Европе и Америке таких разборок нет. Там тоже бывают конфликты на дороге, но решаются они цивилизованно.
— Говоря объективно, очень много таких ситуаций возникает с уроженцами кавказского региона…
— Да, они вносят сюда большую нервозность. Две наиболее громкие подобные истории – с байкером и депутатом Госдумы — произошли с их участием.
— Почему очень много таких конфликтных ситуаций происходит именно в Москве? Это особенности темперамента, воспитания или есть какое-то негативное отношение к москвичам?
— Столицу наводнили не самые лучшие кавказцы.
Кто-то, вспомнив о Пугачеве, мог бы сказать так и о других городах, но в целом автомобиль, если так можно выразиться, всегда вызывает напряженность. Люди спешат, начинают нервничать из-за пробок или отсутствия парковки, начинают злиться. Конечно, здесь играет роль и уровень темперамента, и уровень культуры человека, но машина как таковая способна разбудить в нем не самые лучшие качества.
— Влияет ли как-то на поведение водителя стоимость его автомобиля?
--Конечно. Чем дороже автомобиль, тем деликатнее и аккуратнее ведет себя водитель. Он и сам охотнее пропускает других и, как правило, «отмигивается» в благодарность тем, кто его пропустил. Чем машина дешевле и старее, тем грубее и хуже ведет себя водитель. Это общее правило — исключения, конечно, бывают, но очень редко.
— С чем это связано?
— Люди на недорогих машинах завидуют более успешным по жизни водителям. Когда такой водитель видит в соседнем ряду красивого мужчину или женщину на престижной иномарке, он очень часто уже на подсознательном уровне начинает проявлять раздражительность, озлобленность к нему.
— Что бы вы могли посоветовать нашим читателям, если они невольно окажутся втянуты в открытый дорожный конфликт? Как выйти из него с минимальными потерями для себя?
— Нужно заблокироваться в машине и вызвать полицию. Не нужно вступать в споры или оскорблять: это даст возможность противнику завязать кулачный бой.
— Допустим, я последовал вашему совету. А если оппонент активно пытается открыть дверь или разбить стекло?
— Это все-таки большая редкость, потому что если речь об автоподставе, то злоумышленникам гораздо проще уехать и не получить денег, чем начинать бить чужую машину: тут могут вмешаться и другие участники движения, и полиция. Тогда последствия непредсказуемы. История конфликта байкера и кавказцев на ТТК тут очень показательна. Человека избили, но после того, как за него заступились 300 байкеров, нападавшим уже трудно было уйти от ответственности. Поэтому когда человек, заперевшись изнутри, достает телефон и начинает куда-то звонить, то противнику самое лучшее в такой ситуации — поскорее ретироваться.
— Избитый в ходе дорожной разборки депутат Госдумы Роман Худяков выступает за то, чтобы разрешить гражданам иметь короткоствольное огнестрельное оружие. После нападения он только укрепился в своей позиции. Как вы считаете, если у большинства участников движения будет при себе оружие, это как-то повлияет на количество конфликтов на дорогах?
— Да. Уличная конфликтность, безусловно, снизится. В этом можно убедиться на примере Польши, где уличная преступность после того, как гражданам разрешили владеть оружием, снизилась на 40%. В Чехии этот показатель составил 20%. И даже в Молдавии, где, будем говорить прямо, общий уровень культуры ниже, чем в странах Западной Европы, тоже снизилась уличная преступность на 30–40%.
— То есть если бы у Худякова был пистолет, то конфликт бы для него закончился более удачно?
— Депутатам не надо показывать свое превосходство. Вы посмотрите, что творится возле здания Госдумы, когда там идут заседания. Повальное нарушение ПДД — простым смертным, которые едут в сторону Лубянки, там проехать непросто. Депутатские машины ездят как хотят.
— В данном случае Худяков хоть и ехал на BMW X6, но двигался он в общем потоке, да и номера на машине были приднестровские. И в ходе конфликта он, насколько известно, лишь показал им свое депутатское удостоверение...
— Если тебя просят уступить дорогу – подвинься и дай проехать. В чем проблема?
Ему мигали, просили пропустить. Любой нормальный водитель даст обогнать себя: мало ли куда люди спешат...
— Он утверждал, что там был плотный поток и уходить ему было некуда.
— Такого быть не может: даже в плотной пробке всегда можно подвинуться. Здесь депутат вел себя, на мой взгляд, совсем не безупречно. Но и его оппоненты показали себя настоящими бандитами.
— А если вернуться к случаю с избитым байкером, то кто там был прав?
— Мотоциклист поступил абсолютно правильно. Ножа у него не было – его никто так и не нашел. А вот биту у кавказцев видели все. А если посмотреть на их «жигуленок», то он побит со всех сторон: там очень мелкие повреждения — именно такие, какие бывают, когда люди занимаются автоподставами. Очевидно, что именно они подрезали машину девушек. Мелкое ДТП? Вызови полицию, оформи, но им этого не нужно — они требовали деньги здесь и сейчас. Нужно, чтобы эта публика сидела. Они чувствуют безнаказанность, поэтому и ведут себя так нагло. Ведь если бы не сотни байкеров, этих четверых кавказцев просто отпустили бы.
— А что можно сделать, может быть, с точки зрения государства, чтобы как-то минимизировать подобные проявления?
— Нужно вводить норму соблюдения контроля за своей безопасностью, когда люди не доносят, а сообщают той же полиции о правонарушениях других водителей. Как в Финляндии, где вас могут оштрафовать за выброшенный в окно фантик только на основании такого сообщения. Такой практике там очень удивляются, особенно наши российские водители. Если ввести это на законодательном уровне, то можно будет любого нарушителя наказать. Если мы все будем ощущать себя гражданами, а не быдлом, то сможем навести порядок на дорогах.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Авто
- →
- Полезные советы
- →
- Проблема дорожного хамства
Полезные советы
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат