Колёсные диски являются немаловажной деталью современного автомобиля. И хотя большинство автолюбителей, выбирая колёсные диски для своего автомобиля, исходят в первую очередь из дизайна и их стоимости, правильный выбор дисков — куда более ответственное занятие.
Размеры имеют значение
Самыми важными показателями при выборе дисков являются их размеры. В первую очередь, нужно знать монтажный размер дисков для своего автомобиля. Стандартный ряд монтажных размеров дисков для легковых автомобилей, в том числе и внедорожников, исходя из их диаметров, включает размеры 10, 12 — 22 дюйма.
Однако подавляющее количество выпускаемых автомобилей предусматривает использование дисков размером от 13 до 17 дюймов. Диски большего диаметра применяются, как правило, на больших внедорожниках.
Особенностью последнего времени стала тенденция по увеличению монтажного диаметра колеса. Например, на машины, у которых штатным размером являются 13-дюймовые диски, устанавливают изделия на 14-дюймов. Подобные изменения объясняют попытками использования резины более низких серий, т.к. их ездовые возможности лучше, чем покрышек выше профилем. Чем ниже на колесе серия шины, тем меньше в нём резины и больше металла, поскольку наружный диаметр остался прежним. Правда, использовать такую подмену есть смысл только при установке на автомобиль легкосплавных колёсных дисков. Если на автомобиль устанавливаются стальные диски, то монтажный диаметр увеличить с пользой для автомобиля не получится, поскольку увеличение диаметра стального диска ведёт к нежелательному увеличению массы колеса.
Диаметр для отверстий креплений и центральное отверстие
Ещё одним важным моментом является диаметр, на котором располагаются отверстия для крепления диска. Этот размер обозначают буквенным сочетанием PCD, от английского «Pitch Circle Diameter», рядом с которым указывают количество отверстий. Так, показатель PCD100/4 означает, что диск обладает четырьмя отверстиями, располагающимися на диаметре в 100 мм.
Важно знать, что производители колёсных дисков делают отверстия для крепления с некоторым допуском в большую сторону по диаметру, в связи с чем ошибка при выборе показателя PCD на пару миллиметров будет не заметна. Так, нередко на ступицу с размером PCD100/4 монтируют колесо размером PCD98/4, поскольку 98 мм от 100мм не отличить на глаз. Такие неточности в эксплуатации недопустимы, поскольку из всех болтов или гаек только один будет затянут правильно и полностью, тогда как остальные отверстия «уведёт» и крепеж колеса останется незатянутым, а скорее всего, затянутым с перекосом. Таким образом колесо не полностью сядет на ступицу и будет «бить» по ходу движения. Зачастую не полностью затянутый крепёж попросту откручивается сам собой.
Любой из колёсных дисков имеет центральное отверстие. У штатных колёс, которыми автомобиль комплектуется на конвейере, центральное отверстие строго подогнано по ступичной оси, в связи с чем колесо устанавливается на своё посадочное место с некоторым усилием. На автозаводах центрируют колёса именно по центральному отверстию, а его диаметр считается посадочным. Диски, приобретённые в магазине, как правило имеют центральное отверстие по диаметру немного больше положенного. Производители автомобильных запчастей очень часто предусматривают диаметр центрального отверстия несколько увеличенным, снабжая диски специальным набором колец. Такой подход позволяет использовать одни и те же диски для разных моделей автомобилей. При этом колесо центрируют, исходя из показателей PCD.
Вылет колеса
Такой показатель, как вылет колеса, напрямую влияет на управляемость и устойчивость автомобиля. Вылетом колеса принято называть расстояние между плоскостью крепления колеса и продольной плоскостью симметрии его обода. Вылет бывает нулевым, отрицательным (в этом случае ступица утоплена относительно середины обода диска) и положительным (ступица выпячена наружу). Для каждой модели машины вылет колеса рассчитывается таким образом, чтобы на ступичные подшипники влияла наименьшая нагрузка. Являясь одним из крупнейших производителей колёсных дисков, немецкие производители обозначают вылет «ET». Так, ET 30 обозначает положительный вылет с показателем в 30 мм, а ET-30 – отрицательный вылет с показателем в 30 мм. Во Франции вылет принято обозначать как «DEPORT», изготовители дисков других стран, как правило, используют английский термин «OFFSET».
Устанавливать на машину диски с нештатным вылетом не рекомендуется. При уменьшении вылета колея становится шире, устойчивость автомобиля слегка повышается, к тому же это придаёт ему некоторый «гоночный» вид, однако при этом резко перегружаются подшипники ступиц и элементы подвески. Увеличение вылета сужает колею, хотя, как правило, такой вариант невозможен, поскольку диски будут упираться в тормозные механизмы.
Стальные, литые или кованные?
Помимо различий в креплениях и размерах, автомобильные диски различают по технологии их изготовления и конструкции. Что касается технологии изготовления, то диски бывают стальные или легкосплавные, при этом последние принято разделять на литые и кованые изделия. А говоря про конструкцию колёс, обычно имеют в виду разборные и неразборные диски. Стоит отметить, что разборные колёса встречаются крайне редко. В них обод и диск крепятся между собой резьбовыми соединениями.
Самое обширное распространение имеют стальные штампованные диски. Такие диски состоят из приваренного к ободу диска. В большинстве случаев, стальными колёсными дисками автомобили комплектуются на заводах. К неоспоримым достоинствам стальных дисков относятся их невысокая стоимость и хорошая ремонтопригодность в случае повреждения. Кроме того, чтобы стальной диск лопнул или порвался, удар в колесо должен быть чрезвычайно сильным. Обычно стальные диски мнутся, что позволяет их быстро восстановить. К недостаткам таких дисков относят их значительную массу, как таковое отсутствие дизайна и неважную коррозионную стойкость. Быстрее всего ржавеют диски, покрытые эмалью.
Для изготовления легкосплавных дисков используют сплавы алюминия или магния. Такие диски изготавливаются литьём или ковкой. Помимо стильного дизайна, преимущества таких дисков — в их небольшом весе, что сказывается на улучшении плавности хода машины и снижении износа подвески. Обладая идеальной геометрией, при правильной балансировке литые диски исключают всевозможные вибрации колёс.
Легкосплавные диски разделяют литые и кованые изделия. Литой диск характеризуется зернистой внутренней структурой металла, что и является его основным недостатком. В процессе эксплуатации по некачественным дорогам накопление невидимых микротрещин проявляет себя тем, что от удара в колесо диск может расколоться.
Кованые диски обладают многослойной волокнистой структурой металла, что обеспечивает высочайшую прочность изделию. Такой диск способен держать очень сильные удары. Кованые диски теоретически можно помять от удара, но обычно из строя выходит подвеска, а не гнётся кованый диск. Однако при всех своих достоинствах кованые диски довольно дороги, что препятствует их повсеместному распространению.
При смене штатных стальных штампованных дисков на легкосплавные изделия иногда требуется применение болтов или шпилек увеличенной длины. Поскольку диски из лёгкого сплава несколько толще штампованных аналогов, величины штатного крепежа может не хватить. Кроме того, уже имеющийся крепеж будет невозможно использовать, если на новых дисках предусмотрены отверстия под затяжку на конус, а штатные болты затягиваются на конус.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Авто
- →
- Полезные советы
- →
- Выбираем диски для автомобиля
Полезные советы
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат