Наступило лето, и многие из нас планируют выезд за пределы ненавистных каменных джунглей. Кто-то на дачу, кто-то на пикник на обочине, а кто-то – за тридевять земель, к тетке, в глушь, в Саратов. Так или иначе, во всех вариантах, вы собираетесь пуститься во все тяжкие на собственном автомобиле, что подразумевает ряд подготовительных мероприятий.

Можно и рукой махнуть – чай, не зима, на трассе не замерзнете. Однако подобная бесшабашность может поставить под угрозу не только вашу жизнь или жизнь ваших близких, но и серьезно омрачить существование совершенно незнакомым людям. Так что если вам не до лампочки, то приступим.

Автомобиль – не деревянный брусок, не обидное «ведро с болтами», а сложный и цельный механизм, в котором всё взаимосвязано. Одна неисправность, даже самая мелкая, способна со временем вылиться в крупный ремонт или же натворить кучу бед на дороге. Вот почему ухаживать за автомобилем нужно не только летом, непосредственно перед поездкой, а круглый год, дабы потом не остаться без штанов после визита на СТО или вовсе не пересесть на «11-й маршрут». Но обстоятельства бывают разные, в том числе и финансовые, так что рассмотрим ряд базовых и финальных мер по приведению авто в чувство собственного достоинства.

Обратим внимание на подвижные части. То бишь колеса. Точнее, резину. Абсолютное большинство уже перешло на летнюю обувку еще в середине весны. И с тех пор особого внимания этому элементу не уделяет. Тем не менее обязательно проверьте давление в шинах, даже если внешне они подозрений не вызывают. Совершить этот несложный акт можно самостоятельно, при помощи датчика давления или переносного компрессора (им же можно и подкачать до требуемого уровня), или же на любой СТО или даже заправке. Чаще всего услуга бесплатная, поэтому грех ей не воспользоваться.

Напомню, что недостаточное, впрочем, как и избыточное давление в шинах не только увеличивает расход топлива, что в дальней поездке может стать критическим моментом, но и негативно сказывается на управляемости авто и вызывает неравномерный износ резины. И без лишних слов понятно, что управляемость машины – важный фактор на загородной трассе, где скорость значительно выше, нежели в городской черте. И даже такая мелочь может стать причиной трагедии.

Резина вообще считается одной из самых «нежных» составляющих автомобиля. Именно она принимает на себя весь удар безалаберности дорожных работников нашей необъятной родины. Ямы, кочки, трещины, колдобины и прочие инородные элементы на асфальтовом покрытии загородных дорог могут привести в негодность как саму резину, так и диски. При себе просто необходимо иметь домкрат и запасное колесо. Все эти вещи неизменно входят в комплектацию авто, однако проверить их наличие на местах будет не лишним. Поверьте, это сэкономит вам массу времени и нервов.

Перед дальней поездкой есть смысл заехать на СТО и провести проверку основных узлов. В первую очередь, ходовой части и жидкостей. Дело в том, что даже если никаких посторонних звуков при езде вы не слышите, это отнюдь не означает, что все в идеале. Пыльники рвутся бесшумно, а иные звуки могут быть слышны только при определенных обстоятельствах. Например, при резком торможении или на крутом повороте. Опять же иногда проще решить вопрос на уровне того же пыльника или стабилизатора, чем закрывать глаза на проблему и позднее вкладываться в полноценный ремонт ходовки с заменой целых узлов.

Жидкости – это кровь автомобиля. Проверьте масло в двигателе, его должно быть достаточно и его цвет и консистенция не должны наводить ужас. Заклинивший на трассе движок – верный способ провести выходные не в теплой компании друзей и родных, а в сопровождении своего авто на ближайшую станцию техобслуживания, где вам могут помочь, а могут и развести руками. Всё зависит от серьезности поломки. Та же ситуация и с жидкостью в коробке. Она меняется гораздо реже, нежели в движке, но забывчивости тоже не прощает.

Памятуя о том, что в дороге может случиться всякое, нужно запасаться не только бутербродами и прохладительными напитками. Каждый уважающий себя автолюбитель держит в багажнике базовый инструментарный минимум, куда входят гаечные и свечные ключи, пассатижи, молоток, отвертки и прочие приспособления. Никогда не знаешь, что из вышеперечисленного может пригодиться в дороге. Пассатижами можно отвернуть голову особо упертой гайке, отвертка – вообще универсальный инструмент, как и молоток. Не забудьте и про такое замечательное изобретение, как скотч. Липкой лентой в случае чего можно «привязать» отвалившийся бампер или подклеить трещину на стекле от случайного камня.

Многие знают, что зимой машины часто замерзают. Что ж, летом у авто появляются другие характерные «болячки». В частности, перегрев двигателя. А все потому, что некоторые нерадивые автовладельцы забывают про радиатор – сердце охлаждающей системы машины. Если радиатор старый, то желательно его хотя бы промыть и проверить все шланги на наличие воздушных пробок. При необходимости – заменить охлаждающую жидкость (антифриз). Если с деньгами совсем туго, можно и воды залить. Правда, при этом риск «закипеть» на дороге существенно выше.

Правила ПДД обязывают водителей возить с собой три вещи – знак аварийной остановки, огнетушитель и аптечку. Поройтесь в багажнике, они должны быть. Во-первых, и аптечка, и огнетушитель могут пригодиться самим. Во-вторых, у гаишников не будет лишнего повода к вам прицепиться. Не секрет, что к неместным номерам сотрудники ГИБДД проявляют большее рвение. Да, и буксировочный трос тоже прихватите. Проселочные дороги полны сюрпризов, и надеяться на то, что у вашего потенциального спасителя окажется крепкий трос – не стоит.

Итак, вроде бы все учли. Жидкости проверили, комплектность багажника тоже. Шины подкачали, воду в бачок стеклоочистителя добавили. Помним, что, отправляясь в дальнюю поездку, стоит заправить полный бак. Если пункт вашего назначения находится в пределах емкости бака, то хорошо. Иначе придется дозаправляться в пути и не всегда качественным продуктом.

Иные любят перед выездом навести марафет. На чистой машине и ехать в два раза приятнее. Впрочем, после 100-200 километров российских дорог ваш авто все равно покроется плотным слоем родной пыли, так что особо вкладываться в мойку нет смысла. А уж как любят насекомые умирать смертью Гастелло на лобовом стекле и решетке радиатора – знает каждый, кто хоть раз выезжал из города летом. Кстати, останки мух и ос лучше смывать сразу по приезду, иначе потом придется попотеть, оттирая трудно выводимые пятна.

Загородная трасса – не место для экспериментов. К любой дальней поездке стоит отнестись со всей серьезностью, ибо дорога не прощает ошибок и безалаберности. И если вы не уверены в собственных возможностях или силах своего «железного коня», лучше купите билет на поезд. Или потратьте время и деньги на доведение авто до ума. И счастливого вам пути!