По словам медиков, большинство «профессиональных» болезней водителей связаны с неудобным положением за рулем, недостатком физической активности и постоянным напряжением.

Многие из нас ежедневно проводят за рулем по несколько часов и не представляют себе жизни без автомобиля. Но и любителей, и профессионалов подстерегает целый «букет» водительских болезней и недомоганий. И если новички не придают предупреждениям медиков никакого значения, то с каждым годом стажа водители начинают всё более внимательно относиться к своему здоровью.

"Автопрага" пробует разобраться, насколько серьезны угрозы здоровью водителей и есть ли способы снизить или даже исключить риск развития «профессиональных» заболеваний.

Не смешные болезни

«В первую очередь у водителей из-за вынужденной позы повышены нагрузки на позвоночник. Так что наиболее частые заболевания – это радикулит и остеохондроз, – предупреждает Алексей Коваленко, врач-терапевт медицинской комиссии «АльфаМед». – Также весьма распространены болезни, вызванные застоем крови в области малого таза. Для профессиональных водителей, работающих полной рабочий день на общественном и грузовом транспорте, настоящей проблемой является геморрой. Может, у кого-то это слово и вызывает улыбку, но только не у тех, кто познал такую проблему».

Из-за частых сквозняков или работающего кондиционера у водителей нередко отмечается воспаление мышц шеи и груди (миозит), которые сопровождаются болевыми ощущениями и мышечной слабостью и могут надолго лишить человека работоспособности.

«Как ни странно, у водителей и офисных работников часто бывает похожий набор недугов, общей причиной которых является сидячий образ жизни – это гипертония и варикозное расширение вен, – добавляет Ирина Ковалеренко, исполнительный директор медицинского центра «Гиппократ». – Страдает у водителей и зрение. Да и нервная система в современном ритме движения оказывается очень уязвимой. Многочисленные конфликты на дорогах, выбросы агрессии – отличное тому подтверждение».

Профилактика нам поможет?

Медики считают, что предотвратить негативные эффекты долгого времяпровождения за рулем можно, если освоить несложные комплексы упражнений.

«Очень рекомендую водителям делать после поездок несложный комплекс из пяти упражнений, называемых «пять тибетских жемчужин», – советует Алексей Коваленко. – Все их перечислять нет смысла, они доступны на многих интернет-порталах, приведу пример лишь одного. Встаем прямо с горизонтально вытянутыми в стороны на уровне плеч руками. Далее начинаем вращаться вокруг своей оси до тех пор, пока не возникнет ощущение легкого головокружения. Направление вращения – по часовой стрелке. Начинать следует с 3-4 оборотов, максимально – 21 оборот. Поверьте, «пять жемчужин» действительно работают!»

Практически у всех водителей есть возможность найти время для релаксации в обеденный перерыв, после приезда домой или после рабочего дня.

«Несложная зарядка – хорошая профилактическая мера. Не только разгонит кровь, но и приведет тело и мысли в тонус, сконцентрирует реакцию. На мой взгляд, очень эффективны отжимания от пола – будет положительный эффект и на спину, и на ноги», – делится опытом Денис Добролинский, мастер автотюнинга ООО «СТО».

Увы, как и многим другим полезным советам, рекомендациям делать регулярные зарядки удается следовать далеко не всегда.

«К сожалению, давать рекомендации о периодическом выходе из автомобиля и проведении комплекса упражнений сегодня почти бессмысленно. Вряд ли кто-то это будет делать, например, в ползущей пробке на Кутузовском проспекте», – считает Алексей Коваленко.

Жесткость против мягкости

В тяжелом режиме многочасовой езды облегчить положение водителя может правильно сконструированное и отрегулированное кресло.

«Чем жестче и прямее сиденье водителя, тем лучше, – утверждает Денис Добролинский («СТО»).– Оно должно быть анатомической формы с комфортной и в то же время достаточной для фиксации водителя боковой и поясничной поддержкой, высокой спинкой и подголовником. Весьма важен широкий диапазон регулировок, позволяющих выбрать удобное положение водителям любого роста и комплекции».

«Сегодня уже доказано, что водитель устает меньше, если кресла не мягкие, а жесткие, так называемые «немецкие» и «европейские», – сообщил Дмитрий Балобаев, руководитель отдела продаж дилерского центра «Автопрага». – Во всех современных автомобилях, в том числе и у SKODA, на передних креслах водителя и пассажира есть несколько главных регулировок. Насущная необходимость – наличие регулируемого поясничного упора. Во время движения такая поддержка разгружает позвоночник, и спина меньше устает. В ряде моделей с электроприводом сидений поясничную поддержку можно подгонять под анатомические особенности водителя».

Конечно, наилучшее кресло – сделанное на заказ, по слепку тела водителя. Но это идеал, доступный только гонщикам «Формулы-1» и космонавтам. На практике же многие автовладельцы, намучавшись в стандартных сиденьях (это касается в первую очередь сильно устаревших иномарок и отечественных машин), выкладывают немалые суммы, чтобы заменить их на более удобные и физиологичные разработки от таких известных производителей, как Recaro или Sparco, или менее именитых, но более доступных брендов.

«К хорошему быстро привыкаешь. Особенно отчетливо ощущаешь прогресс в области эргономики водительского места, когда пересаживаешься с вазовской «классики» в новую иномарку. Удобство и комфорт несравнимы», – говорит Ирина Ковалеренко.

Дыхание и массаж для «пятой точки»

Эта часть спины служит неиссякаемым источником шуток, но если серьезно, то здоровье водителя во многом зависит от ее воздушно-температурного режима. Зимой сиденье должно быть предварительно подогрето, а в жару нужно каким-то образом обеспечить проветривание спины, поясницы и «пятой точки».

«На большинстве современных импортных автомобилей подогрев передних сидений идет уже как базовая «опция», – считает Дмитрий Балобаев . – Однако увлекаться чрезмерным разогревом не стоит. Мы рекомендуеи включать подогрев сидений только на время прогрева автомобиля. А вот вентиляция сидений – это новинка. Она появилась около года назад на автомобилях SKODA Superb с кожаным салоном. Вентиляция сидений – это очень гигиеничная функция, особенно если учесть, что с этой задачей стандартный климат-контроль не справляется».

Тем не менее, каждый водитель может улучшить вентиляцию спины, поясницы и нижеприлежащей области с помощью недорогих накладок из деревянных роликов, соломки и аналогичных природных материалов.

«Подогрев и вентиляция сидений в перспективе должны стать нормой для каждого автомобиля. К этим функциям я отношусь только положительно», – резюмирует Денис Добролинский.

Некоторые автомобили в топовых комплектациях оснащаются встроенными в сиденья массажерами. Кроме того, в продаже имеются массажные накладки на сиденья, подключаемые к бортовой сети автомобиля. Рабочими «массажными элементами» служат, как правило, электромоторы с эксцентриками или соленоиды. Они обрабатывают спину словно маленькими молоточками и переключаются по различным программам. Мышечное напряжение ослабевает, в областях массажа возобновляется нормальный кровоток. Однако специалисты рекомендуют использовать такие массажеры только в спокойной дорожной обстановке, поскольку они обладают определенным отвлекающим эффектом и могут несколько снижать реакцию водителя в экстренных ситуациях.

Впрочем, многие водители до сих пор сомневаются в эффективности таких устройств.

«При всем нынешнем разнообразии массажеров я совсем не уверен, что они помогают, – считает таксист Руслан Аникин, водитель с 30-летним стажем. – Лучше через каждые 100 км останавливаться, выходить из машины, разминать ноги и спину».

Глаз да глаз

Острота зрения, угол обзора и быстродействие глаз непосредственно отвечают за безопасность водителя и «соседей» по полосе.

«Глаза водителя очень сильно страдают от постоянного напряжения за рулем, особенно в темное время суток, – констатирует Ирина Ковалеренко. – Но и в солнечный день глаза устают не меньше – недаром в жару число ДТП увеличивается».

Один из вариантов защиты от слепящего солнца – затонированная полоса вверху лобового стекла. Хотя ПДД запрещают водителям тонировку лобового и передних боковых стекол, эту полоску шириной до 15 см нанести разрешено. Многие автомобильные стекла уже имеют защиту от ультрафиолетовых лучей, что дополнительно защищает и глаза, и тело водителя от излишнего нагрева в жаркий солнечный день.

«Атермальная тонировка стекол автомобиля – вещь, необходимая не только в жарких странах, но и в средней полосе России. Как известно, летом в нашей стране +40-450С – далеко не предел, – рассуждает Дмитрий Балобаев . – На многих автомобилях SKODA используется особая технология тонировки SUNSET, представляющая собой толстое стекло с некоторыми добавками. Это полностью исключает проникновение в салон ультрафиолетовых лучей и соответственно нагрев внутреннего пространства салона. Водители очень лестно отзываются о такой тонировке – ведь кондиционер приходится включать намного реже».

Тем не менее, летом многие водители предпочитают дополнительно защищаться от солнечных лучей с помощью затемненных очков. Особенно они актуальны в утренние и вечерние часы, когда от низкого солнца не спасает тонировка. Рекомендуется выбирать стекла с серым, желтым, зеленым или коричневым оттенком. Такие очки обеспечивают приемлемую цветопередачу и повышают контрастность изображения в отличие от аналогов с розовым или голубым оттенком.

Еще одна разновидность очков, предназначенных для водителя, – так называемые «антифары». Они задерживают ультрафиолетовые лучи и увеличивают контрастность в плохую погоду, а также снижают эффект ослепления фарами встречного автомобиля, поэтому в отличие от обычных солнцезащитных очков рекомендуются для вождения в темное время суток. Эффективность их оценивается неоднозначно. Для кого-то они – незаменимый атрибут ночных разъездов, другим они кажутся ничем не лучше обычных солнцезащитных очков.

Надеемся, что в дискуссии экспертов нам удалось обозначить потенциальные опасности для здоровья водителей и пути их профилактики. Удобное кресло, достаточная физическая нагрузка и, разумеется, регулярные медосмотры помогут еще в зачатке выявить и ликвидировать все негативные симптомы. Главное – не закрывать глаза на возможные угрозы своему здоровью.