Несмотря на постоянное совершенствование законодательства, сотни тысяч российских автовладельцев не довольны работой страховых компаний

Ждать или забить?

Несколько лет назад я купил машину в кредит. Обязательным условием сделки стало оформление на авто полиса КАСКО — страхования от всего на свете. Причём выбрать страховщика можно было лишь из списка компаний, предложенных банком. Цена вопроса составила в год несколько десятков тысяч руб. — почти 10% от стоимости нового четырёхколёсного имущества. И вот случай оправдать затраты представился. Нет, я не попал в ДТП. Просто какой-то «чайник», маневрируя во дворе, напрочь снёс моему японскому железному коню боковое зеркало, продрал бок от заднего до переднего бампера и был таков. В страховой посоветовали вызвать ГИБДД.

Приехавшие спустя несколько часов автоинспекторы отказались заниматься этим случаем под предлогом, что «неизвестное лицо могло нанести ущерб автомобилю из хулиганских побуждений». А значит, оформление бумаг переходит в ведение участкового инспектора. Всего на сбор необходимых документов и беготню между участковым, офисом страховщика, снова участковым, райотделом внутренних дел с экспертами, штампами и подписями ушло больше недели моей жизни.

Следующие несколько месяцев я проездил с примотанным скотчем разбитым зеркалом, чудом уворачиваясь от других участников движения. В страховой мне объяснили, что я, конечно, могу за свой счёт поменять необходимую деталь, но гарантировать возврат потраченных на это средств никто не может. Тем временем ободранные двери и крылья покрылись ржавчиной. «Наше руководство для получения прибыли идёт на разные хитрости: затягивает выплаты, занижает их размер и т.д., — рассказал мне знакомый сотрудник страховой компании, — Некоторые компании даже скрывают реальное число клиентов и кладут деньги за полисы себе в карман! Именно поэтому до сих пор не создана единая база всех полисов обязательного страхования. А недавно нам вообще приказали для клиентов по КАСКО готовить документы на ремонт максимально долго. Ведь есть вероятность, что владелец либо плюнет и починит авто за свой счёт, либо врежется тем же боком ещё раз и тогда вместо двух ремонтов надо будет делать только один. Как говорит народная мудрость «где машину не страхуй, всё равно хрен чего получишь!».

Попытавшись добиться справедливости через Российский союз автостраховщиков (РСА), я узнал, что там вообще не занимаются страхователями по КАСКО. И лишь под угрозой журналистского расследования в итоге удалось выбить обещание поставить машину в сервис до конца 2010 г. О том, как надо поступать сотням тысяч россиян других профессий, имеющих проблемы с выплатами по КАСКО и ОСАГО, я выяснил у экспертов.

Жаловаться и судиться!

«Подавляющее большинство российских автомобилистов вынуждены каждый год покупать полис ОСАГО, — рассказал «АиФ» Виктор Травин, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев. — В 80% случаев они остаются недовольны работой страховщиков. Одно из наиболее частых нареканий — денег, полученных при возмещении ущерба, не хватает на ремонт авто. Это, как правило, связано с тем, что оценочная контора, называемая независимой, на деле сотрудничает со страховой компанией и неизменно занижает размер ущерба, а значит, и выплаты. Однако, даже при справедливой оценке страховщики нередко либо выплачивают меньшую сумму, либо вообще отказывают в выплате. Так поступают в расчёте, что из-за нескольких десятков тыс. руб. никто не будет сутяжничать. Статья № 15 Гражданского кодекса утверждает, что гражданин вправе требовать полного возмещения расходов, реально понесённых во время ремонта. Можно обратиться в РСА, но стоит учитывать, что в некоторых случаях жалобы могут не возыметь действия, так как формально вам не отказали в выплате. Поскольку тягаться с опытными и изощрёнными юристами страховых компаний крайне трудно, я советую подавать в суд на виновника ДТП, взыскивая с него разницу между средствами, потраченными в сервисе и полученными по полису. Договоры по КАСКО страховые компании вообще стараются составлять таким образом и распечатывать таким шрифтом, что нормальный человек либо не может его прочесть, либо понять. В итоге клиенты не знают ни своих прав, ни обязанностей страховщика. Если же компания нарушила сроки и другие пункты контракта, будь то ОСАГО или КАСКО, надо смело писать жалобу в Росстрахнадзор (ФССН) и заявление в суд. Подобные действия могут являться поводом для отзыва лицензии у вашего обидчика».

Интересно, что, по данным ФССН, за 9 месяцев 2010 г. российские страховщики в области обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев собрали 67,63 млрд. руб. страховых премий. При этом выплаты по полисам ОСАГО составили 39,82 млрд. руб.

За период с 01.01.2008 по 01.12.2010 отозваны лицензии у 53 страховых организаций, имеющих право на работу с ОСАГО. Две из указанных страховых организаций добровольно отказались от лицензии. У 14 компаний её действие прекращено в связи с реорганизацией. Таким образом, можно сказать, что «недобросовестных» организаций из этого списка — 37. Комментарий эксперта

Ольга Крючкова, начальник отдела связей с общественностью и СМИ Российского союза автостраховщиков (РСА):

1. В соответствии с Законом об ОСАГО страховщик обязан осуществить выплату или направить отказ в выплате в течение 30 дней. Если в указанные сроки этого не произошло, можно обратиться с жалобой в адрес РСА или ФССН. За просрочку в выплате страховщик по заявлению потерпевшего выплачивает неустойку.

2. В соответствии с законом страховщик обязан осмотреть поврежденное имущество и организовать его независимую экспертизу в срок не более 5 рабочих дней со дня обращения потерпевшего. В случае, если этого не было сделано потерпевший вправе самостоятельно обратиться за такой экспертизой.

3. Если гражданская ответственность виновника ДТП была застрахована в компании, у которой отозвана лицензия, потерпевший должен собрать комплект документов, подтверждающих его право на получение страхового возмещения, а также обосновывающих размер заявляемых им требований и обратиться в РСА, его региональные представительства, а также в любую уполномоченную страховую компанию. На сегодняшний день принято более 204 тысяч положительных решений об осуществлении компенсационных выплат на общую сумму более 9,2 млрд руб.

Георгий Александров