Посмотрите
на эти мысли со стороны, с позиции отстраненного и объективного
наблюдателя. Переосмыслите и переоцените их. Образно говоря,
«перезагрузите программу» своего мышления на здравый смысл. Проверка
эффективности результата здесь простая: если вы будете испытывать чувство радости от ваших действий, значит, вы на верном пути.
Цель предлагаемой далее методики — научиться выявлять мысли, которые
служат истинными причинами ваших негативных переживаний, а также
исправлять их.
Автор: Харольд Х. Блумфилд (Harold H. Bloomfield), доктор медицины, адъюнкт-профессор психологии
Цель предлагаемой далее методики — научиться выявлять
мысли, которые служат истинными причинами ваших негативных переживаний,
а также исправлять их. Эта методика называется «Контейнер мыслей».
Инструкции
1. Взгляните на таблицу 1. В первой колонке укажите те неприятные чувства, которые вы часто переживаете и от которых хотели бы избавиться. Именно чувства,
а не рассуждения и описание обстоятельств. Иногда это сложно, потому
что осознание своих чувств — первый шаг к пониманию себя. К примеру: «Я
всегда волнуюсь, встречаясь с высоким начальством». Уточните: какое
именно чувство «волнует» вас? Что конкретно вы переживаете — смущение,
растерянность, раздражение, испуг и т. д.? Могут быть сочетания
отдельных чувств и различные их оттенки. Запишите так, как вы осознаете
их.
2. Во второй колонке опишите наиболее показательную ситуацию,
в которой ярко проявлялись эти чувства. Причем так, как вы вспоминаете
сейчас эти события: где, с кем, что именно происходило, при каких
обстоятельствах, чтобы вы смогли достаточно ясно и подробно представить
их.
3. Далее ответьте себе: что вы думали
или думаете сейчас по этому поводу? Какие мысли и суждения первыми
приходят в голову? Запишите их в третьей колонке. Если ситуация
вызывает несколько разных чувств и, соответственно, разные мысли, то
напишите их все.
Таблица 1. Контейнер мыслей
Чувства
Ситуации, события
Мысли, суждения
Искажения
1
2
3
4
4. Проанализируйте, не проскальзывают ли за этими мыслями
разрушительные и угнетающие вас оценочные суждения, которые не
соответствуют действительности. Примерный их перечень в обобщенных
формулировках может быть такой:
«Я ни на что не годен(а)», «Я неудачник» — это порождает чувства отчаяния, стыда, печали, переходящие в депрессию;
«Я во всем виноват(а)» — в результате возникают чувства огорчения, вины;
«Я боюсь остаться в одиночестве» — в итоге тревога, страх отчуждения;
«Я
лучше, а кто они такие» — проявляются злость, гнев, негодование;
«Я недостоин(а) этого» — следуют неуверенность, унижение, боязнь успеха;
«Я должен(а) был(а) бы сделать иначе», «Я идиот» — досада, разочарование, смущение и, опять же, чувство вины и самоуничтожения;
«Я должен(а) все делать хорошо»
— симптом «отличника» — чувство несовершенства, боязнь наказания из-за
несоответствия повышенным требованиям, которые на самом деле реально
недостижимы, и масса других вариаций.
Если вы обнаружили у себя такие деструктивные мысли, тогда осознайте, что они являются тем источником, который мешает вам полноценно жить и работать.
Они у вас постоянно на уме, осознаете вы это или нет. Именно так вы
воспринимаете окружающие обстоятельства и объясняете их, а переживаемые
чувства — детище таких установок. Это ваше «королевство кривых зеркал»,
в котором вы живете. Наберитесь смелости и честности перед собой,
чтобы проанализировать, насколько сложившиеся у вас суждения являются
объективными. Только человеку дано самосознание — отдавать себе отчет в
том, о чем он думает и что чувствует. Поэтому задумайтесь, как и почему
происходят искажения реальности.
Искажающие механизмы в интерпретации событий могут быть следующие:
Ложное обобщение. По нескольким случаям делается вывод, что это закономерность. Обжегся на молоке — значит, нужно дуть на воду.
Предвзятая избирательность.
Воспринимается только то, что подтверждает имеющиеся взгляды, при этом
игнорируется все, что противоречит им. Логика здесь такова: так должно
быть, потому что иначе не может быть никогда. Что ожидаете, то и
видите.
Вариант двух предыдущих подходов — преувеличение плохого и одновременно преуменьшение хорошего. Из мухи можно сделать слона, как и наоборот.
Черно-белое мышление. Все
или ничего, с нами либо против нас и т. д. Как вариант — завышенные
критерии: если что-то минимально не соответствует каким-либо стандартам
или требованиям, значит все плохо. Нет идеальных людей, как и нет
пределов совершенства. Между черным и белым есть другие цвета с
множеством промежуточных оттенков.
Приписывание окружающим людям мыслей, чувств и оценок, которые на самом деле принадлежат вам. Например: «Он точно подумал(а), что я...», «Он(а) удивилась, потому что я...», «Они наверняка оценили меня, как...».
Запишите в четвертой колонке, какие из перечисленных искажающих механизмов вы обнаружили в своих мыслях и суждениях.
5. Раскритикуйте в пух и прах свои разрушительные мысли на основе
выявленных искажений действительности. Для этого дополнительно спросите
себя:
Откуда взялись эти мысли? Кто сказал, что вы должны были так поступать?
Во всем ли эти мысли соответствуют реальности?
Существуют ли события и факты в вашей жизни, противоречащие им? Так ли
все трагично и ужасно, как вы считаете? Может, вы просто
сосредоточились только на плохом?
Часто ли вы задумывались о своих положительных качествах? Не портят ли эти «черные» мысли то хорошее и светлое, что окружает вас сейчас?
6. В заключение самое важное — переориентируйте искаженные мысли на объективные суждения. Не просто стремитесь избавиться от них — это практически невозможно. Не подавляйте, а именно измените свое мировоззрение.
Посмотрите на эти мысли со стороны, с позиции отстраненного и
объективного наблюдателя. Переосмыслите и переоцените их. Образно
говоря, «перезагрузите программу» своего мышления на здравый смысл.
Только не впадайте в другую крайность — установку на всемогущество и
вседозволенность. Такая «программа» тоже с «вирусом»,только другого
сорта. Проверка эффективности результата здесь простая: если вы будете
испытывать чувство радости от ваших действий, значит, вы на верном пути.
Счастлив тот, кто утром спешит на работу, а вечером — домой.