Женское счастье. Отношения между мужчиной и женщиной. Ты плохой.
Ю.Б. Гиппенрейтер. "Общаться с ребенком. Как?"
Начнем с самых неприятных эмоций - гнева, злобы,
агрессии. Эти чувства разрушительные, т.к. нарушают и самого человека
(его психику, здоровье), и его взаимоотношения с другими людьми. Они
причины конфликтов, и даже воин.
А отчего возникает гнев? Психологи отвечают, что: гнев - чувство
вторичное, и происходит от переживаний совсем другого рода, как боль,
страх, обида.
Все чувства второго слоя - страдательные, в них страдания. Их нелегко
высказать о них, обычно умалчивают, скрывают. Почему? Из-за боязни
унизиться, показаться слабым. Иногда человек и сам их не осознает
("Просто зол, а почему не знаю!")
Скрывать чувства обиды и боли часто учат с детства: "Не реви лучше научись давать сдачи!"
Отчего возникают "страдательные" чувства? Психологи дают ответ: в неудовлетворении потребностей.
Каждый человек нуждается в пище, сне, тепле - это организаторские потребности.
Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали: чтобы
он был кому-то нужен и близок: чтобы у него был успех в делах, учебе, на
работе: чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности,
самосовершенствоваться, уважать себя.
Эти потребности всегда находятся в зоне риска!
Человеческое общество за тысячелетия своего культурного развития не
научилось гарантировать психологическое благополучие (не говоря о
счастье) каждому своему члену. Счастье зависит от психологического
климата той среды, в которой он растет, живет, работает. И еще от
эмоционального багажа, накопленного в детстве. А климат и багаж зависят
от стиля общения, и прежде всего - родителей с ребенком.
Любая потребность может оказаться неудовлетворенной, и это приводит к страданию, а возможно и к "разрушительным" эмоциям.
А что лежит ниже слоя потребностей? Отношение к самому себе.
Психологи посвятили много исследований подобным переживаниям себя. Они
называют их по-разному: восприятием себя образом себя оценкой себя
самооценкой.
В. Сатир назвала это чувством самоценности.
Доказано несколько важных факторов, что это сильно влияет на жизнь и даже судьбу человека.
В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких.
У маленького ребенка нет внутреннего зрения. Его образ себя строится
извне; он начинает видеть себя таким каким видят его другие.
Однако в этом процессе ребенок не остается пассивным. Здесь действует
еще один закон всего живого: активно добиваться того, от чего зависит
выживание.
Положительное отношение к себе - основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.
Он ждет от нас подтверждений, что он хороший, его любят, он может
справиться с посильными делами. Чтобы ни делал ребенок, ему нужно наше
признание его успехов.
На дне эмоционального кувшина самая главная "драгоценность", данная нам от природы - ощущение энергии жизни.
"Я есмь!" или более патетично: "Это Я, Господи!"
Достаточно посмотреть, как он встречает новый день: улыбкой или плачем,
это чувство внутреннего благополучия или неблагополучия, которое ребенок
переживает.
Дальнейшая судьба этого чувства динамична, а порой и драматична.
Каждым обращением к ребенку - словом, делом, интонацией, жестом,
нахмуренными бровями и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе,
своем состоянии, но и всегда о нем, а часто - в основном о нем.
Наказание ребенок чаще воспринимает как сообщение: "Ты плохой", критику ошибок - и "Ты не можешь", игнорирование "Ты не любим".
Наказание, а тем более самонаказание ребенка только усугубляет его ощущение неблагополучия и несчастливости.
Всегда ли мы отчаяние слышим?
Жизнь показывает, не всегда. Неблагополучного ребенка продолжают
наказывать, критиковать, а затем и вовсе отвергать в семье и школе.