Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Женское счастье. Отношения между мужчиной и женщиной. Ты плохой.


Ю.Б. Гиппенрейтер. "Общаться с ребенком. Как?"

Начнем с самых неприятных эмоций - гнева, злобы, агрессии. Эти чувства разрушительные, т.к. нарушают и самого человека (его психику, здоровье), и его взаимоотношения с другими людьми. Они причины конфликтов, и даже воин.

А отчего возникает гнев? Психологи отвечают, что: гнев - чувство вторичное, и происходит от переживаний совсем другого рода, как боль, страх, обида.

Все чувства второго слоя - страдательные, в них страдания. Их нелегко высказать о них, обычно умалчивают, скрывают. Почему? Из-за боязни унизиться, показаться слабым. Иногда человек и сам их не осознает ("Просто зол, а почему не знаю!")

Скрывать чувства обиды и боли часто учат с детства: "Не реви лучше научись давать сдачи!"

Отчего возникают "страдательные" чувства? Психологи дают ответ: в неудовлетворении потребностей.

Каждый человек нуждается в пище, сне, тепле - это организаторские потребности.

Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали: чтобы он был кому-то нужен и близок: чтобы у него был успех в делах, учебе, на работе: чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.

Эти потребности всегда находятся в зоне риска!

Человеческое общество за тысячелетия своего культурного развития не научилось гарантировать психологическое благополучие (не говоря о счастье) каждому своему члену. Счастье зависит от психологического климата той среды, в которой он растет, живет, работает. И еще от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А климат и багаж зависят от стиля общения, и прежде всего - родителей с ребенком.

Любая потребность может оказаться неудовлетворенной, и это приводит к страданию, а возможно и к "разрушительным" эмоциям.

А что лежит ниже слоя потребностей? Отношение к самому себе.

Психологи посвятили много исследований подобным переживаниям себя. Они называют их по-разному: восприятием себя образом себя оценкой себя самооценкой.

В. Сатир назвала это чувством самоценности.

Доказано несколько важных факторов, что это сильно влияет на жизнь и даже судьбу человека.

В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких.

У маленького ребенка нет внутреннего зрения. Его образ себя строится извне; он начинает видеть себя таким каким видят его другие.

Однако в этом процессе ребенок не остается пассивным. Здесь действует еще один закон всего живого: активно добиваться того, от чего зависит выживание.

Положительное отношение к себе - основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.

Он ждет от нас подтверждений, что он хороший, его любят, он может справиться с посильными делами. Чтобы ни делал ребенок, ему нужно наше признание его успехов.

На дне эмоционального кувшина самая главная "драгоценность", данная нам от природы - ощущение энергии жизни.

"Я есмь!" или более патетично: "Это Я, Господи!"

Достаточно посмотреть, как он встречает новый день: улыбкой или плачем, это чувство внутреннего благополучия или неблагополучия, которое ребенок переживает.

Дальнейшая судьба этого чувства динамична, а порой и драматична.

Каждым обращением к ребенку - словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, своем состоянии, но и всегда о нем, а часто - в основном о нем.

Наказание ребенок чаще воспринимает как сообщение: "Ты плохой", критику ошибок - и "Ты не можешь", игнорирование "Ты не любим".

Наказание, а тем более самонаказание ребенка только усугубляет его ощущение неблагополучия и несчастливости.

Всегда ли мы отчаяние слышим?

Жизнь показывает, не всегда. Неблагополучного ребенка продолжают наказывать, критиковать, а затем и вовсе отвергать в семье и школе.
 


В избранное