Я самаЯ! Учусь жизни. Учусь у Жизни... 8 неделя. Восстанавливаем чувство устойчивости
На этой
неделе мы примемся ещё за одно из основных препятствий на творческом пути —
недостаток времени. Предстоит рассмотреть, как именно вы использовали
собственное восприятие времени, когда оправдывали нежелание идти на творческий
риск. Вы также определите, какие практические перемены могли бы совершить в
своей жизни. Углубляясь в свои переживания и представления, вы начнете
избавляться от суждений, внушенных вам в процессе воспитания, заставляющих вас
довольствоваться гораздо меньшим, чем вы желаете как творческий человек.
Выживание. Одна из самых трудных задач, с которыми приходится
сталкиваться художникам, довольно примитивна — это творческое выживание. Всем
художникам необходимо выучиться мастерству переживать потерю: надежды,
престижа, денег, веры в себя.
Психиатры
и психотерапевты нередко отмечают: для того чтобы пережить потерю и вернуться к
нормальной жизни, утрату сначала необходимо осознать и с кем-нибудь поделиться
этим. Именно потому, что творческие потери так редко открыто осознаются или
оплакиваются, они становятся душевными шрамами, которые сдерживают творческий
рост. Нам кажется, что делиться ими с кем-либо слишком болезненно, слишком
глупо, слишком унизительно. И вот мы не даем ранам зажить, а вместо этого
превращаем их в тайные очаги боли.
Женщины,
потеряв ребёнка, часто переживают в одиночестве ужасные страдания. Так же и
художники терзаются, если книга не продается, фильм не оценивают по
достоинству, жюри на выставке не принимает картину, лучший вылепленный горшок
разбивается, стихи не печатаются, а травма лодыжки оставляет нас вне игры на
целый танцевальный сезон. Необходимо помнить, что наш внутренний художник —
ребёнок и наш ум способен вынести гораздо больше, чем наши эмоции. Нужно быть
внимательными, чтобы отмечать и оплакивать потери.
Незаслуженно
холодный прием хорошего произведения, невозможность перейти к другому жанру, инструменту
или роли из-за того, что от нас ожидают окружающие, — все это творческие
потери, которые необходимо оплакивать. Никакой пользы не принесут слова вроде:
«Эх, такое может случиться с кем угодно» или «Кого я пытался одурачить?».
Непережитое разочарование становится барьером, отделяющим нас от наших
стремлений. Если вас не взяли на роль, которая с самого начала была «вашей», не
предложили присоединиться к компании, отменили показ вашего фильма или даже не
рассмотрели пьесу — все это творческие потери.
Пожалуй,
больше всего вреда приносят такие их формы, которые как-либо связаны с
критикой. Ваш внутренний художник, как внутренний ребёнок, редко обижается на
правду. Ещё раз повторю, что большая часть конструктивной критики только
помогает художнику вздохнуть свободно. Мы похожи на детей, но все же не глупы.
«Ага!» – часто восклицаем мы, услышав уместную и точную критику. Художник
думает: «Да! Я вижу! Конечно! Я могу это подправить!».
Учителя,
редакторы, наставники часто бывают для молодых художников авторитетными
фигурами или чем-то вроде родителей. Неотъемлемое условие такой связи ученика и
учителя – доверие. Когда оно разрушается, эффект так же силен, как при
родительском насилии. Речь в обоих случаях идет об эмоциональном инцесте.
Полный доверия ученик слышит от недобросовестного учителя, что его работа
плохая, что он не подает никаких надежд, что ныне мэтр видит пределы истинному
таланту ученика, а ранее ошибался или сомневается в том, что талант
присутствует. Такая критика — очень субъективная и очень расплывчатая — похожа
на скрытое сексуальное домогательство, оставляющее смутную тяжесть в душе.
Ученик чувствует себя пристыженным, оттого что он плохой художник или, что ещё
хуже, глупец, потому что решил испытать свои способности.
Сила слоновой кости. Вспоминается знакомый преподаватель с
кинофакультета, одаренный режиссер, у которого на протяжении многих лет не было
то ли возможности, то ли желания подвергнуть себя риску творческих
разочарований. Пытаясь реализовать собственные безудержные устремления через
жизнь своих студентов, он то чересчур контролировал их лучшие начинания, то
недооценивал их, оправдывая таким образом то, что сам оставался «вне игры».
Этот тип
вызывал ненависть за то, как он себя вел, и… долю сочувствия. Его творческое
начало, такое блистательное в ранних фильмах, со временем тускнело и заслоняло
не только его собственную жизнь, но и жизнь его студентов. Понадобились многие
годы преподавательской работы, чтобы понять: с откровенной враждебностью
несложно встретиться лицом к лицу. Гораздо более опасной и обескураживающей
бывает едва заметная недооценка, которая тихо отбивает у студента охоту
творить.
В
университетах, где все зиждется на искусстве критиковать — разбирать на части
произведения, искусство созидать, искусство творческой сборки вынуждено
довольствоваться очень скудной поддержкой. Проще говоря, большинство ученых
мужей знают, как ломать, а не строить.
Художники
и ученые — разного поля ягоды. Многие талантливые люди были слишком рано и
совершенно незаслуженно деморализованы лишь потому, что не могли
соответствовать определенным нормам, которые отнюдь не сами придумали.
Не
владеющие средствами защиты и наделенные от природы мощной индивидуальностью,
многие одаренные художники годами чахнут от таких ударов. Пристыженные за мнимый
недостаток таланта и «грандиозные» мечты, они могут попытаться реализовать себя
в коммерческих предприятиях и забыть свои устремления к более значительной (и
более рискованной) работе. Могут стать редакторами, а не писателями,
монтажерами, а не режиссерами, художниками, работающими по заказу, а не
свободными и застрять на расстоянии слышимости от своей мечты. Чаще не
подлинный талант, а смелость дарит художнику славу. Чтобы возродить надежду и
отважиться дерзать, нам просто необходимо осознавать и оплакивать шрамы,
которые не дают нам развиваться творчески. Этот процесс может показаться
кропотливым и малозначительным, но все-таки без него не обойтись. Так же как
подросток должен добиться независимости от чересчур властолюбивых родителей,
художник должен освободиться от зловредных наставников.
Как
футболист, который, не обращая внимания на поврежденную мышцу, может только
усугубить свое состояние, художник, который прячет боль утраты, рано или поздно
будет наказан творческим безмолвием. Уважайте себя настолько, чтобы признать
собственные ранения. Это первый шаг к выздоровлению.
Выигрыш под маской потери. Каждая потеря может оказаться потенциальным
приобретением; все дело в обрамлении. Каждое окончание – это начало чего-то
нового. Мы все об этом знаем, но обычно забываем, горюя о чем-то. Просто
необходимо сосредоточиться на том, что впереди. Это не так уж просто. Мы
совершенно не представляем, что именно нас ждет. Если настоящее заставляет нас
страдать, то и будущее мы связываем с неминуемой болью.
Выигрыш
под маской потери — очень сильное средство для творческого человека. Чтобы
прибегнуть к нему, задайте себе вопрос в лоб: «Чем эта потеря может мне
пригодиться? Куда она направляет мою работу?». Вся штука в том, чтобы
переплавить боль в энергию.
Каждый
раз, когда мы спрашиваем себя: «Что же теперь делать?», мы продвигаемся вперед.
Каждый раз, когда окончательным ответом становится «нет», мы останавливаемся и
застреваем. Залог успешной карьеры — самосовершенствование и выбор.
«Non
illegiimi te carborundum», —
гласила, по слухам, надпись на стенах лагерей военнопленных. В вольном переводе
это примерно следующее: «Не дай ублюдкам себя сломить».
Художники,
которые верны этому закону, выживают и процветают. Секрет здесь в действии.
Столкнувшись
с потерей, немедленно сделайте что-нибудь. Даже если все, на что вы решитесь,
будет покупкой букета тюльпанов и блокнота для эскизов, своим действием вы
скажете: «Я осознаю тебя и твою потерю. Обещаю тебе достойное будущее». Как
всякому ребёнку, вашему художнику просто необходимо, чтобы мама ласково
приговаривала: «Ой, должно быть, тебе очень больно! Не расстраивайся, хочешь,
дам тебе что-то вкусненькое, спою колыбельную, пообещаю что-нибудь хорошее…».
Возраст
и время: продукт и процесс. Вопрос: Знаешь, сколько мне будет лет, когда я
наконец научусь играть на фортепьяно?
Ответ: Столько же, сколько будет, когда не
научишься.
«Я
слишком стар для этого», как и «У меня на это нет денег», – очередная Великая
Ложь, которой мы пользуемся, чтобы воздержаться от дальнейшего анализа и
оставаться в творческом тупике. «Я слишком стар», – говорим мы себе, стремясь
избежать переживаний, связанных с ударами по самомнению, неминуемыми для
новичков.
А теперь
давайте посмотрим на другую сторону медали: «Я смогу позволить себе попробовать
это, когда выйду на пенсию». Любопытная разновидность все того же стремления
сохранить высокое самомнение. Современная культура прославляет молодежь и
предоставляет ей свободу экспериментировать. Пожилыми она пренебрегает, но
все-таки оставляет им право быть немного не в своем уме.
В основе
анорексии как уклонения от творчества лежит отрицание процесса. Нам нравится
сосредоточиваться на мастерстве, которым мы уже овладели, или на произведении
искусства, которое уже создали. Такое внимание к окончательному продукту
пренебрегает тем, что творчество базируется на «делании», а не на «сделанном».
«Я пишу
пьесу» – звучит куда более волнующе, чем «Я написал(а) пьесу», пусть второе
обычно льстит самолюбию. «Я беру уроки актерского мастерства» намного
интереснее, чем «Когда-то я брал (а) уроки актерского мастерства».
В
некотором смысле творческий процесс никогда не подходит к концу. Делать работу
— значит намечать для себя путь к новой и более совершенной работе в будущем.
Когда мы
сосредоточены на процессе, наша творческая жизнь сохраняет ощущение приключения.
Когда же внимание обращено на конечный продукт, творческая жизнь может казаться
бессодержательной и глупой. Мы наследуем одержимость результатом и убеждение,
что цель творчества – производить законченные изделия от нашего потребительски
настроенного общества. Такая установка загоняет все больше людей в творческий
тупик.
Ссылка
на возраст как препятствие на творческом пути тесно связана с вредоносным мышлением,
нацеленным на готовый продукт. Мы сами устанавливаем подходящий возраст для
определенных событий: окончание вуза, поступление в институт, написание первой
книги. Это искусственные рамки: наше эго требует от нас завершить что-то, когда
в действительности мы хотели бы начать что-то новое.
Заполняя форму. Здесь имеется в виду тот очередной шажок, который
следует сделать, вместо того чтобы переходить на скачки, к которым вы, быть
может, ещё совсем не готовы. Говоря конкретнее, чтобы продать сценарий, его
нужно сначала написать. Чтобы написать, нужно сначала найти тему и изложить её
на бумаге, страницу за страницей, пока их не наберется около 120. Заполнять форму — значит писать ежедневно по нескольку страниц.
Если
разбить сценарий на части по дням, написать каждый такой кусочек можно быстро и
безболезненно — прежде чем идти стирать белье. И остаток дня вы проведете без
чувства вины и ненужного беспокойства.
Чаще
всего то, что вам нужно делать дальше, оказывается пустяком: вымыть кисточки,
заскочить в художественный магазин за глиной, заглянуть в местную газету
объявлений за списком курсов актерского мастерства…
Творческие
люди склонны преувеличивать и переигрывать, и иногда эта склонность
оборачивается против нас — мы не решаемся творить в страхе перед собственными
представлениями о грядущих повсеместных и разрушительных переменах.
Вместо
того чтобы писать положенные три страницы сценария в день, мы предпочитаем
ломать голову над тем, что придется переезжать в Голливуд, если наше творение
купят. Чего в любом случае не произойдет, потому что, переживая о том, как
продать сценарий, мы так его и не написали.
Вместо
того чтобы записаться на курсы рисования в местном культурном центре, мы
покупаем художественный журнал и напоминаем себе, что наши работы ныне не в
моде. А как они могут быть в моде? Ведь их ещё не существует!
Вместо
того чтобы освободить угол рядом с кухней и поставить там гончарный круг, мы
жалуемся на отсутствие мастерской, хотя воспринять эту жалобу всерьез
невозможно, потому что пока мы ничего не создали.
Вместо
того чтобы сделать один шажок в сторону мечты, мы торопимся к самому краю
обрыва, а потом стоим там как вкопанные, дрожа от страха: «Я не могу прыгнуть.
Не могу. Не могу…».
Никто
вас и не просит прыгать. Все это игра, преувеличение, и место таким
переживаниям на страницах наших произведений, на холсте, в глине или на сцене,
в любом произведении искусства, каким бы скромным оно ни было.
Делайте
какое-нибудь маленькое дело каждый день, вместо того чтобы рассуждать на
глобальные темы. Когда мы позволяем себе блуждать в кругу больших вопросов, то
не можем найти малых ответов. Здесь идет речь о переменах, основанных на
уважении, – уважении того, где мы находимся сейчас, и того, куда стремимся.
Упражнение «раннее воспитание». Хотя мы редко улавливаем эту связь, многие
из наших взрослых потерь напрямую связаны с тем, как нас воспитывали в детстве.
Детям иногда говорят, что они ни на что не способны или, наоборот, что должны
все что угодно делать с легкостью. Оба утверждения заводят ребёнка в тупик. Приведенные
ниже вопросы нацелены на то, чтобы помочь вам распознать и расшифровать
последствия вашего воспитания. Некоторые из вопросов могут совершенно не
подходить к вашей жизни. Отвечайте все, что приходит в голову.
1.Когда я был(а) маленьким(ой), папа думал, что
мое творчество ___ И поэтому я чувствовал(а) себя ___
2.Я помню, как однажды он ___
3.Мне от этого было очень ___ и ___ Я всегда об
этом помнил(а).
4.Когда я был(а) ребёнком, мама говорила мне,
что мои мечты ___
5.Я помню, что она советовала мне вернуться с
небес на землю, напоминая о том, что ___
6.Я помню одного человека, который в меня верил.
Это ___
7.Я помню, как однажды ____
8.Мне от этого было ___ и ___ Я всегда об этом
помнил(а).
9.Все мои надежды стать творческой личностью
рухнули, когда ___
10.Печальный
урок, который мне тогда преподала жизнь, был совсем не логичным, но я все ещё
следую ему, а заключался он в том, что я не могу одновременно ___ и заниматься
творчеством.
10.Когда я
был(а) маленьким(ой), то узнал(а), что ___ и ___ очень нехорошие поступки,
которых мне нужно особенно остерегаться.
11.Я
вырос(ла) с мыслью, что творческие люди ___
12.Учителем(льницей),
который(ая) лишил(а) меня веры в себя, был(а) ___
13.Мне
говорили, что ___
14.Я
верил(а) этому учителю, потому что ___
15.Наставником,
который послужил мне хорошим примером, был ___
16.Когда
люди говорят, что я талантлив(а), мне кажется, они хотят ___
17.Дело в
том, что я с подозрением отношусь к ___
18.Я просто
не могу поверить, что ___
19.Если я
начинаю верить в свой талант, то непременно начинаю злиться на себя за ___,
___, ___, ___ и ___
Утверждения. Следующие утверждения подтверждают ваше право
заниматься творчеством. Выберите пять утверждений и поработайте с ними на этой
неделе.
Я талантливый человек. Я имею право быть творческой личностью. Я хороший человек и хороший писатель (художник,
режиссер…). Творчество – это благословение, которое я принимаю. Мое творчество благословляет других людей. Мое творчество ценят. Теперь я теплее отношусь к себе и собственному
творчеству. Теперь я щедрее отношусь к себе и своему творчеству. Теперь я делюсь своим творчеством более открыто. Теперь я принимаю надежду. Теперь я действую утверждающе. Теперь я принимаю творческое возрождение. Теперь я позволяю себе выздороветь. Теперь я принимаю помощь Бога на моем жизненном пути. Теперь я верю, что Бог любит творческих людей.
ЗАДАНИЯ
1.Поиск цели. Это упражнение может показаться вам
очень трудным. Тем не менее позвольте себе его выполнить. Если вам придет в
голову не одна мечта, а несколько, выполните упражнение в расчете на каждую из
них. Просто рисуя себе мечту во всех подробностях, мы уже помогаем воплотить её
в жизнь. Воспринимайте свой поиск цели как предварительный набросок той жизни,
которую вы бы хотели для себя.
Шаги:
1.Назовите свою мечту. Именно так. Запишите её. «Если бы все было так,
как я хочу, я бы очень хотел(а) быть…»
2.Назовите конкретную цель, достижение которой для вас очень важно. На
вашем эмоциональном компасе эта цель соответствует северу.
(Имейте в виду: две
женщины могут мечтать об одном и том же – стать актрисой. Для одной из них цель
– статья о ней в журнале «Пипл». Эмоциональный центр её мечты – слава, она же –
настоящий север. Для другой конкретная цель – хорошие отзывы о пьесе на
Бродвее. Эмоциональный центр её мечты – уважение за сценическое мастерство, за
творчество; уважение – настоящий север для нее. Первая актриса может быть
счастлива, играя в «мыльных» операх. Второй понадобится сцена, чтобы её мечта
сбылась. А на первый взгляд обе желают одного и того же.)
3.Если бы все было так, как вы пожелаете, где бы вы хотели оказаться
через пять лет следования вашей мечте и настоящему северу?
4.В том мире, где вы сейчас живете, что можно сделать уже сейчас, в этом
году, что продвинуло бы вас ближе к заветной мечте?
5.Что вы могли бы сделать в этом месяце? На этой неделе? Сегодня? Сейчас?
6.Опишите свою мечту (например, стать известным режиссером). Опишите её
настоящий север (уважение и высшая степень самосознания, широкая аудитория).
Выберите свой образец (Уолт Дисней, Рон Ховард, Майкл Пауэлл). Составьте план
действий. Пять лет. Три года. Год. Месяц. Неделя. Сейчас. Выберите, с чего
начать. Чтение этой книги уже начало.
2.Новое детство. Кем бы вы стали, если бы
получили идеальное воспитание? Напишите страницу о таком детстве вашей мечты.
Чему бы вас научили? Могли бы вы теперь перевоспитать себя в этом направлении?
3.Цветные схемы. Выберите цвет и напишите
несколько предложений о себе от первого лица. («Я – серебряный, цвет высоких
технологий и эфира, цвет грез и достижений, цвет полумрака и середины, я
безмятежен…» Или «Я – красная. Я – страсть, закат, гнев, кровь, вино и розы,
армии, убийства, похоть и яблоки». А какой цвет ваш любимый? Что у вас есть
этого цвета? А как насчет целой комнаты? Это ваша жизнь и ваш дом.)
4.Перечислите пять вещей, которые вам нельзя
делать: убить начальника, кричать в церкви, гулять по улице без одежды,
устраивать сцены, уволиться с работы. А теперь сделайте это на бумаге. Опишите,
нарисуйте, сыграйте, сделайте коллаж. Затем включите музыку и изобразите её в
танце.
5.Поиски стиля. Перечислите двадцать вещей,
которые вам хотелось бы сделать. (Может быть, те же двадцать, что и раньше, а
может, уже другие.) Ответьте на вопросы, относящиеся к каждой из них:
Это стоит денег или бесплатно?
Дорого или дешево?
В одиночестве или с кем-то?
Связано ли это с вашей работой?
Нужно ли для этого рисковать физически?
В быстром темпе или в медленном?
Для ума, для тела или нечто духовное?
6.Идеальный день. Спланируйте идеальный день в
той жизни, которой вы сейчас живете, пользуясь информацией, собранной выше.
7.Идеальный-идеальный день. Спланируйте
идеальный день в такой жизни, о которой могли бы только мечтать. Никаких ограничений.
Позвольте себе быть и обладать всем, чем только душа пожелает. Идеальная
работа, дом, круг друзей, интимные отношения, рост в вашем виде искусства –
самые необузданные мечты.
8.Выберите одну черту такого идеального дня. Позвольте себе реализовать
её в жизни. Может, у вас пока не будет возможности переехать в Рим, но даже в
давно запущенной квартире вполне по силам побаловать себя хорошо сваренным кофе
с рогаликом.