— Повторяю: делать уроки с ребенком не надо! Собирать с ним портфель не надо!
Спрашивать «как там, в школе?» не надо. Вы и отношения портите и
результат только отрицательный. Вам что, с ним больше поговорить не о
чем?
— У ребенка обязательно должно быть личное свободное время, когда он НИЧЕГО не делает:
от 2 до 4 часов в день. Тревожные амбициозные родители детей
заорганизовывают. Кружки, секции, языки… И получают неврозы и все, что к
ним прилагается.
— В отношениях со школой и педагогами вы должны быть на стороне своего ребенка. Берегите детей. Не бойтесь плохих оценок. Бойтесь довести до отвращения к школе и учебе вообще.
— Российские родители ориентированы на оценки.
Это еще с советских времен. Например, в моем классе учились два чеха и
один поляк. После одной серьезной контрольной на собрании все НАШИ
родители спрашивали про оценки, и только чехи и поляки спрашивали что-то
вроде: «Как он себя чувствовал? Он волновался?» И это правильно.
— Трудно сказать у кого больше психологических проблем – у отличника или у двоечника. Отличники, которые берут усердием и «высиживают» свои пятерки – тревожные дети с пониженной самооценкой.
— Если ваш ребенок не в состоянии делать уроки сам – у этого всегда есть причина.
Лень тут не при чем. Такой категории как лень в психологии вообще не
существует. Лень всегда раскладывается на отсутствие мотивации и воли.
— Среди причин, по которым ребенок не делает уроки сам, может быть что угодно:
повышенное внутричерепное давление, гипертонус, психологические
проблемы, СДВГ (синдром дефицита внимания и геперактивность). И вместо
того, чтобы тратить свои вечера на совместное сидение над учебниками –
лучше попробовать определить эту причину и работать над ее устранением.
— Есть родители, которые хотят вырастить ответственных, самостоятельных, успешных детей.
И бывают родители, цель которых – тотальный контроль над ребенком, а уж
каким он там вырастет не так и важно – главное, чтобы не срывался с
поводка.
— Как часто из-за тревоги по поводу оценок буквально рушатся семьи, крушатся отношения, родители и дети оказываются разъединены, иногда навсегда.
Психика у подростков и без того
обострена, а месяцы подготовки к ГИА и ЕГЭ становятся по-настоящему
черными временами для семьи: всех преследуют неврозы и депрессии, они
провоцируют истерики, болезни, чуть ли не суициды.
Как избежать всего этого кошмара или хотя бы минимизировать последствия?
Я думаю, сосредоточиться на любви и вечных ценностях.
Подумать о том, что довольно скоро,
когда все оценки и экзамены сотрутся из памяти, будет важно только одно —
не утратили ли вы близость, доверие, понимание, дружбу со своим
ребенком…
Ведь можно получить пятерку и потерять дочь. Сдать ЕГЭ, «поступить сына в институт», но уже не восстановить отношений.