Продолжаем изучение книги Симоны де Бовуар «Второй пол».
Часть вторая
II
Как мы уже говорили,
человек осознает себя только в противопоставлении Другому, человек воспринимает
мир сквозь призму дуализма, причем первоначально дуализм этот не имеет половой
окраски. Но поскольку женщина отличается от мужчины, который полагает себя в
качестве самотождественного, она, естественно, попадает в категорию Другого;
понятие «Другой» включает в себя женщину; но вначале ее значение еще не так
велико, чтобы она могла одна воплощать это понятие, и таким образом внутри
Другого намечается подразделение: в древних космогониях один и тот же элемент
часто имеет и мужское и женское воплощение — так, у вавилонян Океан (муж.) и
Море (жен.) являются двойным воплощением космического хаоса. Когда роль женщины
возрастает, она почти полностью поглощает область Другого. Тогда появляются
божества женского пола, чей культ связан с поклонением идее плодородия. В Сузах
было найдено древнейшее изображение Великой Богини, Великой Матери в длинном
одеянии и высоком головном уборе, в то время как другие статуи увенчаны
башнями; несколько таких изображений было обнаружено при раскопках на Крите. Ее
то представляют сидящей на корточках, с непомерно пышными бедрами, то — стоящей
и более худой, иногда одетой, часто — обнаженной, сжимающей руки под полными
грудями. Она владычица небес, ее символ — голубь; она же повелительница
преисподней, откуда ползком выбирается на поверхность символизирующая ее в этом
случае змея. Она дает о себе знать в горах и лесах, на море и в родниках.
Повсюду она творит жизнь — даже убивая, воскрешает. Капризная, похотливая,
жестокая, как Природа, благодатная и грозная одновременно, она царит по всей
Эгеиде, Фригии, Сирии, Анатолии, по всей Западной Азии. В Вавилоне ее зовут
Иштар, у семитских народов — Астарта, у греков — Гея, Рея или Кибела; в Египте
ее обнаруживают в образе Исиды; божества мужского пола занимают по отношению к
ней подчиненное положение. Являясь верховным идолом самых дальних сфер неба и
преисподней, женщина на земле окружена табу; как все сакральные существа, она
сама и есть табу; она обладает такой властью, что в ней видят волшебницу,
ведьму; ее ассоциируют с молитвой, а иногда она становится жрицей, как
друидессы у древних кельтов; в некоторых случаях она участвует в управлении
племенем и даже, случается, осуществляет его в одиночку. Те давние времена не
оставили нам никакой литературы. Но великие патриархальные эпохи сохранили в
своей мифологии, памятниках, традициях воспоминания о временах, когда женщины
занимали очень высокое положение. С женской точки зрения, брахманическая эпоха
была шагом назад по сравнению с эпохой Ригведы, а последняя — по сравнению с
предшествовавшей ей примитивной стадией. Статус бедуинок в доисламскую эпоху
был гораздо выше, чем тот, что определен Кораном. Великие образы Ниобеи и Медеи
напоминают об эре, когда матери считали детей своим личным достоянием и
непомерно гордились ими. А в гомеровских поэмах Андромаха и Гекуба обладают
влиянием, которое классическая Греция уже не признает за женщинами, укрывшимися
в тени гинекея. На основе этих фактов было выдвинуто предположение, что в
первобытные времена существовало настоящее женское Царство; именно эту
гипотезу, предложенную Бахоффеном, воспринял Энгельс; переход от матриархата к
патриархату представляется ему «великим историческим поражением женского пола».
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2017 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.