Продолжаем изучение книги Симоны де Бовуар «Второй пол».
Часть вторая
II
Кочевники
воспринимают рождение детей как явление случайное, а о богатствах земли и вовсе
ничего не знают; земледелец же восхищается тайной плодородия, кроющейся в
борозде пашни и в материнском чреве; он знает, что сам порожден так же, как
скот или хлеб, и хочет, чтобы его род продолжался в новых людях, которые
увековечат его, увековечивая плодовитость полей; вся природа представляется ему
матерью; земля — это женщина, а в женщине живет та же неведомая мощь, что и в
земле. Отчасти поэтому ей были доверены сельскохозяйственные работы: если она
способна призывать в свое чрево духов предков, значит, у нее есть сила
заставить засеянные поля в изобилии давать плоды и колосья. В том и в другом
случаях речь идет не о созидательном действии, но о магическом заклинании. На
этой стадии человек уже не ограничивается собирательством плодов земли, но еще
не знает своего могущества; он колеблется между техникой и магией; он чувствует
себя пассивным и зависимым от Природы, произвольно отпускающей жизнь и смерть.
Разумеется, он более или менее признает полезность полового акта и техники,
помогающей возделать землю, — но дети и урожай тем не менее представляются ему
сверхъестественными дарами; причем богатства, скрытые у самых потаенных истоков
жизни, привлекают в этот мир таинственные испарения, исходящие от женского
тела. Подобные верования еще до сих пор сохраняются во многих индейских,
австралийских и полинезийских племенах; и значение их достаточно велико,
поскольку они прекрасно сочетаются с практическими интересами коллектива.
Материнство обрекает женщину на оседлый образ жизни; пока мужчина охотится,
рыбачит, воюет, она, естественно, остается у домашнего очага. Но у примитивных
народов садоводство ограничивается лишь небольшими площадями, размещенными в
пределах деревни; их возделывание относится к домашней работе; пользование
орудиями труда каменного века не требует интенсивных усилий; экономика и
мистика сообща предоставляют земледелие женщинам. И по мере того, как зарождается домашняя
индустрия, она также достается в удел женщинам; они ткут ковры и покрывала,
изготавливают посуду. Часто именно они ведают обменом товарами — в их руках
находится торговля. Итак, они способствуют поддержанию и распространению жизни
племени; от их усилий и магических свойств зависят дети, стада, урожаи,
домашняя утварь и вообще процветание группы людей, душой которой они являются.
Такое могущество внушает мужчинам смешанное чувство уважения и ужаса, что
находит отражение в культе женщин. Последние начинают восприниматься как
воплощение всей чуждой Природы.
«Привет тебе. Земля,
мать людей, стань плодородной в объятиях Божьих и преисполнись плодов на благо
человеку», — гласит древнее англосаксонское заклинание.
В Уганде и у индийских
племен бханта бесплодная женщина считается опасной для садов. В Никобаре верят,
что урожай будет более обильным, если его соберет беременная женщина. На Борнео
именно женщины отбирают и хранят семена. «Кажется, в них видят природное
родство с семенами, о которых сами женщины говорят как о беременных. Иногда в
период созревания риса женщины проводят ночь на рисовых полях» (Хоуз и
Мак-Доугал). В Древней Индии обнаженные женщины ночью проходят с плугом вокруг
поля. Индейцы оренока предоставляли сажать и сеять женщинам, ибо «точно так же,
как женщины умели зачинать и производить на свет детей, так и посаженные ими
зерна и корни давали более обильные всходы, чем если бы их сажали мужчины»
(Фрэзер). У Фрэзера можно найти множество подобных примеров.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2017 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.