Роковая женщина (фр. la femme fatale) — распространённый в литературе и кино образ
сексапильной женщины, которая манипулирует мужчинами посредством флирта. Она
всегда не та, за кого выдаёт себя вначале. Герою трудно противостоять чарам
роковой женщины, которая влечёт его помимо воли; зачастую это влечение приводит
к гибели героя.
Хотя истоки образа
специалисты находят в Библии (Иезавель, Саломея), оформление знакомого образа
роковой обольстительницы приходится на период раннего романтизма. Среди образов
носительниц губительной для героя любви, которые проходят по страницам поэм той
эпохи, — «коринфская невеста» у Гёте, загадочная Джеральдина у Кольриджа, La Belle Dame sans Merci и
ламия у Китса. Очень часто они приходят за героем из потустороннего мира.
Вслед за такими
романтическими героинями, как коринфская невеста, в немом кино роковая женщина
была истолкована как ненасытная сексуальная вампирша, отсюда американский
синоним французского термина — vamp. Истоки этого словоупотребления видят в
поэме Киплинга «Вампирша», по мотивам которой был в 1915 году снят фильм A Fool
There Was с Тедой Бара в главной роли.
Для фильма-нуар
роковая женщина — такой же неотъемлемый атрибут, как и фигура частного детектива,
ведущего расследование. Классический образ хищницы, которая затягивает главного
героя в сети своей лжи, создала Барбара Стэнвик в обойме фильмов сороковых,
таких, как «Двойная страховка» (1944). Иногда за фасадом роковой женщины
кроется ранимая жертва мужчин более расчётливых и могущественных, чем
увлечённый ею главный герой. Такова, например, героиня Риты Хейворт в фильме
«Джильда» (1946).
Фигура летальной
женщины — женщины-паука — наиболее яркое воплощение женственности в мире нуара.
Неодолимо соблазнительная, двуличная и ненасытная в постели — её толковали как
симптом типичной мужской фобии по поводу женщины как существа, способного
оскопить и проглотить жертву противоположного пола. Она бросает вызов
патриархальному обществу своей независимостью, своим умом и находчивостью. Она
никак не вписывается в расхожее представление о том, что женщина в состоянии
полностью реализовать себя в качестве жены и матери. Её внешний вид всегда
сексуален, с длинными распущенными волосами, откровенными костюмами, которые
подчёркивают длинные, чувственные ноги, а также с ярким макияжем.
Зеркальным
отражением образа роковой женщины в литературе романтизма был образ рокового
мужчины (l’homme fatal), каковы, например, дон Жуан, Печорин или Хитклифф. В
киноведении этим термином также обозначают мужчину, который встаёт на место
роковой женщины в нео-нуарах на гомосексуальную тематику (например, «Керель»
Фассбиндера или «Дурное воспитание» Альмодовара).
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 71 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.