Женственность — этическая категория, означающая совокупность качеств, ожидаемых от
женщины, таких как эмоциональность, нежность, хрупкость, искренность, верность,
что вызывает в мужчине желание оберегать и защищать женщину; квинтэссенция
фемининного гендерного стереотипа.
Исследования
Дебаты по поводу
того, являются ли гендерная идентичность и специфическое поведение заложенными
в природу человека с рождения или зависящими от воспитания, продолжаются до сих
пор. По словам известного психолога Дайаны Ф. Хелперн, в формировании женской
идентичности свою роль играют оба фактора (биологический и социальный), однако
узнать больше о значимости каждого ученым еще только предстоит. В 1959 г. Джон Мани и Энке Эрхардт
выдвинули теорию, согласно которой эмбрион в утробе матери подвергается
воздействию ее половых гормонов, в связи с чем у будущего ребенка формируется
«мужской» или «женский» мозг; предполагалось, что это и выступает предпосылкой
к специфически «мужественному» или «женскому» поведению и самоидентификации в
будущем. Позднее эта теория подвергалась серьезной критике и по сей день
считается спорной. Тем не менее, современные исследования выявляют определенные
различия в мужской и женской психологии: например, женщины лучше показывают
себя в тестах, касающихся способности к сочувствию и эмпатии (способность к
состраданию считается одной из стереотипных женских черт), в то время как
мужчины, согласно некоторым исследованиям, более агрессивны и склонны к
открытому проявлению гнева (тогда как женщины предпочитают «загонять» его
внутрь). Говоря о таких исследованиях, следует отделять чисто научные данные от
бытующих в народе стереотипных представлений о «мужском» и «женском» поведении.
В то же время, в вопросе
о происхождении концепта женственности остается еще очень много неясного. Мэри
Веттерлиг-Брэггин считает, что его формирование было связано с различиями в
анатомическом строении мужчины и женщины и обусловлено природой полового акта,
в котором мужчина выполняет активную, а женщина - пассивную роль (в первобытные
же времена эти особенности были обозначены еще грубее и четче). Другие
исследовательницы-феминистки, такие как Кэрол Пэйтман и Риа Клоппенборг,
утверждают, что формирование представлений об образцовой женщине как о
покорном, слабом, терпеливом и заботливом существе было необходимым условием
для построения патриархального общества.
В юнгианской
психологии архетипические образы мужского и женского начал называются анимусом
и анимой соответственно. Юнг связывал анимус с категоричными, жёсткими,
чрезмерно принципиальными, направленными вовне решениями, а аниму — с
подверженностью влияниям эмоций и настроений и направленностью вовнутрь.
Считается, что каждый человек носит в себе оба начала в различных пропорциях,
при этом доминирование анимуса или анимы не связано впрямую с его биологическим
полом и сексуальной ориентацией (например, в характере мужчины вполне может
преобладать анима - «женское» начало, и наоборот).
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 70 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.