В конце XVI и в
начале XVII вв. книжной женщиной является дочь Бориса Годунова, злополучная
Ксения, а в XVII в. — сестра Алексея Михайловича, Татьяна Михайловна, затем
дочери его, особенно царевны Софья и Татьяна, в терем которых имели доступ и
Симеон Полоцкий, знакомый с польской образованностью, и Сильвестр Медведев,
знаток литературы византийской; царевне Наталье приписывают несколько
театральных пьес. Действительное участие женщин в русской литературе впервые
выразилось в полународных-полукнижных стихотворениях и песнях царевны Елизаветы
Петровны, впоследствии императрицы. Около 1740 года Бобрищева-Пушкина, в
замужестве княгиня Голицына, переводила на русский язык театральные пьесы, для
домашнего театра в Ярославле. Ко времени царствования Елизаветы Петровны
относится появление Сумароковой-Княжниной, Херасковой и Ржевской, начавших свою
литературную деятельность в 1759 и 1760 гг. Расцвет литературной деятельности
русских женщин XVIII в. относится к царствованию Екатерины II, когда число их
возросло до 70. Почти все они принадлежали к высшему обществу. Выступление их
на литературное поприще совершалось довольно робко, кое-где они встречали
поощрение, но большей частью, даже среди выдающихся людей того времени
(Державин, Майков) — одно лишь ироническое отношение. Одна из первых русских
писательниц (Княжнина) считала необходимым говорить о своих чувствах не иначе
как от лица мужчины (аналогичное явление замечалось и в немецкой литературе
того времени). Одни из писательниц XVIII века примыкали к Хераскову (Ржевская,
Александра Хвостова, княжны Екатерина Урусова, Варвара Трубецкая), другие — к
Новикову (Сушкова, Н. И. Титова, Свиньина). Екатерина II и Дашкова участвовали
в сатирических журналах. В 1790-х годах большая часть писательниц (сёстры
Магницкие, княжна Щербатова) находились в сношениях с издателями московских
журналов — Подшиваловым, Сохацким и Карамзиным. Карамзин, в своем «Московском
Журнале», всячески поощрял литературную деятельность женщин как
облагораживающую нравы, содействующую распространению образованности,
вежливости, утонченности вкусов.
Традиции Карамзина
по отношению к женщинам-литераторам продолжали издатели журналов,
предназначенных специально для женщин, — Макаров в «Московском Меркурии»
(1805), Остолопов в «Любителе словесности», «Журнале для милых» (Москва, 1804),
позднее князь Шаликов в «Аглае» (М., 1808) и «Дамском журнале» (1823—1833). В
первой четверти текущего столетия достаточно было появиться под литературным
произведением женской подписи, чтобы все рецензенты сочли своим долгом
отнестись к нему с галантной снисходительностью. Только Полевой относился
серьезнее к женщинам, как к писательницам, так и к читательницам.
Литературные салоны
появились, в начале XIX века, в Рязани — у княгини Е. А. Волконской, в
Петербурге — у А. П. Хвостовой, где великосветские авторы в 1806 году читали
свои сочинения. В 1820-х гг. было в Петербурге несколько литературных салонов
(например, у С. Д. Пономаревой); позднее в Москве славился салон Елагиной.
Много занимались журналы в начале XIX столетия вопросом о женском образовании,
в котором, впрочем, выдвигали исключительно эстетическую сторону. Московский
университет, устраивая публичные лекции, приглашал на них как любителей, так и
любительниц. В 1823 году было даже 10 дам, из общего числа 30-ти слушателей, на
лекциях академика Шерера, который читал на немецком языке курсы
«физико-химический и минералогический», а «физико-химический, с технологическим
применением» — на русском; эти лекции были платные — по 100 рублей за полный
курс. Но в общем образование женщин было тогда невысокое; «ученых» женщин и
совсем не было (А. А. Турчанинова, занимавшаяся математикой, знавшая языки
латинский и греческий, представляла тогда диковинку). Образование женщин носило
характер французско-салонный. Знание русского языка и русской литературы
получают распространение среди женщин лишь с появлением Пушкина и Грибоедова. В
1830—1850-х годах выступили на поприще беллетристики весьма даровитые
писательницы (Е. А. Ган, Ю. В. Жадовская, графиня Растопчина, Марко Вовчок,
Хвощинская-Зайончковская, графиня Сальяс-Турнемир и другие). Позже в других
областях литературы и науки заявили себя Брюллова, Конради, Цебрикова,
Белозерская, Евреинова, Ефименко, Лихачева Щепкина и другие, особенно же Ковалевская,
первая женщина-профессор в России. Всего к началу XX века, положившему начало
окончательной эмансипации женщин, в русской литературе насчитывалось около 1300
писательниц; из них 73 писали исключительно на иностранных языках.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 60000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.