Даже такие ревнители
старины, как патриарх Адриан, поняли весь вред старой системы брачных отношений;
в 1693 году он запретил духовенству венчать насильные браки. 1 марта 1698 года
секретарь цесарского посольства Корб в своем дневнике отметил, что в этот день
произошла перемена в жизни русской женщины: по случаю отпуска бранденбургского
посла, в Лефортовском дворце был обед и танцы, причём царевич Алексей, с теткой
своей, царевной Наталией, смотрели на них из соседней комнаты, окруженные
знатнейшими дамами. С января 1700 года идет ряд распоряжений, чтобы женщины
всех сословий, не исключая и духовного, носили немецкое платье. Указом 1702
года установлен был обряд обручения за шесть недель до венчания, и таким
образом жениху и невесте дана была возможность ознакомиться друг с другом, а в
случае надобности — и разойтись. Вскоре начались ассамблеи, положившие конец
разделению полов. Ряд женских царствований окончательно закрепил освобождение
женщины от терема. Женщины стали играть видную роль во всех дворцовых интригах
и заговорах, которыми так богат русский XVIII век. Этот же век был веком
крайней нравственной распущенности во всех слоях русского общества. Падение
нравов многие стали, с легкой руки князя Щербатова, объяснять реформой Петра;
но на самом деле тогда только вышли наружу факты, которые раньше совершалась за
неприступной стеной терема. Новая точка зрения на женщину всего лучше
выразилась в «Завещании» Татищева, которое справедливо называют «Домостроем
XVIII века». «Помни, — писал он сыну, — что жена тебе не раба, но товарищ,
помощница». Впрочем, он делает оговорку: «храниться надлежит, чтобы у жены не
быть под властью».
В древнерусской
письменности нет литературных памятников, оставленных женщинами; но в народном
песенном творчестве, особенно в создании женских песен (свадебные и другие),
женщины принимали большое, никогда не прекращавшееся участие. От первой
половины XVII века до нас дошло имя Марии Чурай, которая складывала малорусские
песни; между прочим, ей приписывают, хотя и без определенных оснований, песни:
«Виют витры, виют буйны» и «Ой, не ходи, Грицю, на вечерници». В первой
половине XVIII века крестьянка Кузнецова-Горбунова (впоследствии графиня
Шереметева) сложила известную песню: «Вечор поздно из лесочку я коров домой
гнала». Гильфердинг наряду со сказателями былин встречал и сказительниц; Елпидифор
Васильевич Барсов ознакомил литературный мир с любопытным типом вопленницы.
Если «сказительницы» перепевают только старые песни, то «вопленницы» являются
создательницами новых песен, в стародавней форме народной поэзии, но
применительно к новым обстоятельствам жизни (рекрутские песни). В конце 1880-х
годов исследователи встречали импровизаторшу народных песен в Смоленской
губернии. Что касается до письменной литературы, то допетровская женщина не
участвовала в ней по отсутствию образования. В XVI веке даже такая выдающаяся
женщина, как Юлиания Лазаревская, была безграмотна и основания веры и
нравственно-христианских подвигов восприняла устным путем.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 60000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.