Как все мы знаем, мир у нас тут немножко сошел с ума, и случилось это не позавчера, как многие думают, а гораздо раньше. Есть один надежный признак того, что в ближайшее время все пойдет по(зачеркнуто) устремится к звездам. Нет, это происходит не тогда, когда в небе появляется кровавая комета. Это происходит, когда в искусстве появляется левая повестка. Как только, к примеру, в кинематографе начинает педалироваться тема неравенства, желательно с упором на страдания угнетенных и на злодейство привилегированного класса - жди биржевого краха и далее по списку со всеми остановками. Кино такого периода изображает богатых с непримиримостью голодного студента-социалиста, любит смаковать картины их морального разложения и в некоторых случаях скатывается до уровня агитки, где предельно несимпатичный буржуй, чавкая рябчиком, третирует скромного, но достойного труженика.
В последние лет десять эта тенденция прослеживается настолько явственно, что если фильм начинается с курортных видов и персонажи прилично одеты - сразу понятно, что все они конченые негодяи и сейчас нам расскажут, какие ужасы были бы у них на совести, кабы она у них была.
Новый фильм Хуаны Масиас "Отчаянные наследники" начинается именно так. Холеные, прекрасно одетые люди собираются за столиком ресторана в Барселонской марине. Я знаю этот ресторан, там, мягко говоря, дорого. Всего этих людей четверо, и каждый подвергает официантку бесчеловечным издевательствам, изводя ее придирками и капризами. Сразу видно, что перед нами хозяева жизни, уверенные в своей безнаказанности и привыкшие к вседозволенности! Зритель в лице меня, сидя на премьере, с тоской ожидал басни системы "Мистер Твистер", где потерявшие берега буржуи будут развенчаны и посрамлены и, возможно, даже сурово наказаны за то, что спесивы и далеки от народа.
Как ни странно, прогноз не оправдался. Фильм оказался милейший, реверанс в сторону левой общественности оказался не таким уж глубоким, и сюжет вообще не про это, а про нормальные вещи. Актеры один другого лучше, и половину из них опознала даже я, не способная запомнить ни одной фамилии, поскольку в испанском кино все они звезды и Нетфликс их тоже знает и любит. Название в русской версии, как обычно, сгенерировано пиар-отделом, то есть бредовое настолько, насколько это вообще возможно. Оригинальное название - "El favour", то есть что-то вроде милости или одолжения.
Та компания в ресторане - это семья Гайярдо, барселонские миллионеры. То есть миллионер там папа-юрист, остальные трое - взрослые дети, двое старших уже работают в папиной фирме, младшая все никак не доучится, но тоже на юриста. Мамы нет. Зато есть вилла, где эти сироты выросли на руках у няни. Теперь няня умерла, и надо туда, на эту виллу, ехать хоронить. Ехать никому неохота, но у папы не забалуешь. Перед папой все трепещут.
Папой я весь фильм буквально любовалась. Он классический домашний деспот и зануда, но на вещи смотрит правильно. Младшая дочь-недоучка, в Шанели и на кабриолете, привозит с собой в эту экспедицию пожилого бойфренда системы "старичок-хиппи". Старшая сестра (на джипе), отличница и всем пример (естественно, одинокая), спешит наябедничать папе, что младшая мутит с судьей (в три раза старше, жена и двое детей). Реакция папы: отлично, судья нам в семье будет очень кстати. Прямо расцеловала бы такого папу.
Все трое, лишенные материнской ласки, с детства дерутся друг с другом, потому что больше не с кем. Съехавшись в родовое гнездо, они не прерывают этого занятия ни на минуту, тем более что причины есть. То есть причин там и так некуда девать, но теперь их становится еще больше.
Потому что покойная няня оставила завещание. Она желает быть похороненной в семейном склепе, а если господа не хотят (а они не хотят), то каждый получит от нее письмо с разоблачением его постыдных и мрачных тайн. Постыдным тайнам каждого из наследников остальные наследники радуются как дети, строя друг другу новые интриги.
В качестве главной интриги выступает сын покойной няни, типаж - мужская модель для рекламы мотоциклов, профессия - ресторатор. Обе сестры слетают с катушек, забывши про сословные мембраны. Но не тут-то было (это я нарочно напускаю туману, потому что там давние семейные тайны и чуть ли не инцест).
Ах да, позже возникает еще одна интрига, еще более главная. (подумав) И даже не одна.
Отличный фильм - изящный, остроумный, с крутыми поворотами и с неожиданным финалом. И никакого социализма, слава Богу. Ну разве что чуть-чуть, для порядка. 4 июля фильм выходит в прокат. В прокат — это значит в кинотеатрах. А не где-нибудь еще.