Сделка с собой , или хочу перемен Для чего нужно 'активное слушание'?
33;2011-03-30 21:49
Общаясь
с большим количеством людей, на протяжение многих лет, наблюдаю одну и
ту же банальную ошибку у большинства, как неумение слушать.
И мне захотелось несколько постов посвятить именно этой уникальной
человеческой способности, которая либо сильно помогает в жизни, если ею
овладеть. Либо сильно вредит, если игнорировать сам факт процесса слушания, как развитую способность.
Человек имеет несколько каналов восприятия информации, как способ обучения. Но слушание занимает больше времени, чем например, чтение и письмо, вместе взятые.
Но, как, ни странно, слушание является наименее изученной функцией нашего мозга.
Слушать и слышать – это разные вещи!
Когда мы говорим о процессе слушания, то
чаще всего отождествляем его со способностью воспринимать на слух. Это
приводит к тому, что слушание воспринимается нами как инстинктивный
навык, который не нужно целенаправленно развивать и совершенствовать.
В силу этого заблуждения, мы пренебрегаем жизненно важной
коммуникативной функцией, лишая себя возможности повышать собственную
компетентность.
Неумение слушать приводит к непониманию, потере
важной информации, а, следовательно, неудовлетворенности общением.
Отсутствие данного навыка является причиной того, что мы упускаем
возможность улучшить свои профессиональные и личные взаимоотношения.
Слушание – это более сложный умственный процесс, чем простое восприятие на слух.
Для того, чтобы развить навык слушания, от нас требуются самодисциплина и затраты сил.
Главное здесь – осознать, что умение слушать представляет собой активный, а не пассивный процесс.
Приведу пример одного из личных способов слушания…
Каждый раз, когда я общаюсь с человеком, у меня голова гудит, как
улей пчёл. Только в случае, если встреча перспективно профессиональная,
или с ключевым человеком, от которого я могу получить полезную
информацию. А также, если человеку что-то от меня нужно. Отключаю все
фильтры восприятия. Одновременно, «включаются» несколько аналитических
«программ» в голове: Что говорит? Какие эмоции и чувства транслирует?
Что хочет сказать на самом деле? Почему он это говорит? Какой подтекст?
Что говорит его подсознание? Что хочет получить от нашего общения? Что
мне нужно от этого общения? Что я чувствую? Что он чувствует? Нужно
запомнить то-то…(разумеется, полезное). И.т.д. Но во всех случаях
общения, обязательно проявляю эмпатию.
Определение эмпатии:
Эмпатия — способность поставить себя на место другого человека или животного, способность к сопереживанию.
Эмпатия также включает способность определить эмоциональное состояние
другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т.
д. Также под эмпатией подразумевается способность чувствовать и ощущать
эмоциональное состояние человека, не видя его.
Так что же представляет собой процесс активного слушания?
Ответьте на вопросы, которые помогут вам с определением процесса активного слушания?
Что значит внимательно слушать другого человека?
Как мы относимся к тому, что нас внимательно слушают?
Слушание представляет собой процесс, в ходе которого вы:
а) Получаете информацию от говорящего, не оценивая его и его мысли, а проявляя эмпатию;
б) Демонстрируете говорящему свою заинтересованность;
в) Мотивируете собеседника к изложению его идей, предвидя, но, не
пытаясь каким-либо образом повлиять на то, как будет разворачиваться
ситуация.
Это определение подчеркивает ответственность слушателя за ход
коммуникативного процесса, но вознаграждение за подобные усилия того
стоят.
Данный навык играет важную роль во взаимоотношениях с окружающими.
Например, умение выслушать чье-либо признание способствует повышению
самооценки говорящего. Тем самым, мы даём ему понять: «Вы для меня
много значите. Я не берусь вас судить». В свою очередь, говорящий
выражает своё признание тем, кто его слушает, идя с ним на сотрудничество.
Поскольку, признание, является одной из основных человеческих
потребностей, положительную реакцию у нас вызывают именно те люди,
которые понимают и признают её.
Умение слушать эффективно устраняет последствия
стресса и напряжения. С помощью него можно создать благоприятную
атмосферу товарищества и сотрудничества.
Если мы уверенны, что наши слова не подвергаются мгновенной оценке,
то с удовольствием делимся своей идеей и мыслями. При этом у
собеседника появляется возможность отреагировать на наши проблемы и
нужды, которые так и могли бы остаться незамеченными.
Когда мы проявляем интерес к собеседнику и его словам, мы тем самым
способствуем установлению позитивных и взаимовыгодных отношений. Когда
говорящий чувствует благосклонность со стороны слушателя, то у него
повышается шанс получить более ценную и достоверную информацию. При этом
слушатель может легко задавать уточняющие вопросы.
Проявляя эмпатию, вы мотивируете говорящего, к искреннему общению, пониманию, придаёте ему чувство уверенности.
Умение слушать повышает у людей чувство уверенности в себе.
У меня был момент, когда я совершала грубейшую ошибку… Например,
когда мои коллеги или сотрудники делились со мной своими проблемами, у
меня появлялось ощущение, что я некоторым образом, ответственна за их
разрешение. Через какое-то время, я поняла, что вхолостую растрачиваю
свою энергию.
Как правило,потребность быть выслушанным обычно не
сопровождается желанием получить совет – это необходимость, в
добросердечном отношении без какой-либо оценки.
Вы помогаете человеку уже тем, что выслушиваете его, предоставляя возможность выговориться и испытать эмоциональное облегчение.
Укрепить уверенность в человеке, можно лишь позволив ему дать самостоятельно решить свои проблемы.
Дать возможность «высказаться», это лучший способ укрепить
отношения, нежели, чем способствовать подавлению эмоций. Подавлять свои
чувства не значит избавиться от них.
Рано или поздно они выплеснутся наружу. А когда это произойдёт, то
навряд ли люди станут прикладывать дополнительные усилия для
возобновления с вами добросердечных отношений или сотрудничества.
Осваивайте науку активного слушания, и эта способность только утроит вашу успешность!
С Уважением, Татьяна Мамай-тренер и консультант по самопомощи!