Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Профессия - косметолог

  Все выпуски  

Обучение врачей-косметологов: современные аспекты


Hairlife.ru - портал индустрии красоты
Профессия - косметолог
Ждем Вас на Форуме косметологов.
Последние вопросы и темы форума. Ждем Ваших ответов, комментариев и мнений.
Лазерная косметология, проблемы и трудности
Уважаемые коллеги, 21 век-век лазерной косметологии-это уже ни для кого не секрет! Не все медицинские центры и салоны красоты имеют в своем арсенале лазерные установки. ...
Мезотерапия и тело
Очень хотелось бы обсудить побочные эффекты от использования мезотерапии по телу,особенно липолитических препаратов. Сейчас на косметологических конференциях часто обсуждают вопросы несовместимости препаратов данной линейки, предпочтение ...
Вросшие волосы
Не для кого не секрет, что вросшие волосы после депиляции явление не редкое. Только бороться с ним достаточно сложно. Подавить воспаление с помощью противовоспалительных болтушек ...
Обучение врачей-косметологов: современные аспекты
Введение

Согласно существующей в России системе обучения врачей-косметологов на изучение непосредственно косметологии и смежных с ней дисциплин приходится всего 3% учебного времени. 97% приходится на дерматовенерологическое образование, которое востребовано в практической деятельности врача-косметолога только на 11%.

Современные подходы к обучению в области медицинской косметологии
К сожалению, вопросы образовательного уровня до настоящего момента также не нашли своего отражения в нормативно-правовой базе. На сегодняшний момент практически все врачи, работающие в косметологии, кроме хирургов, должны иметь специальность "Дерматовенерология", полученную в результате обучения в интернатуре, ординатуре или аспирантуре.

Таким образом, для того чтобы работать врачом-косметологом, необходимо, в среднем, 2 года отучиться го специальности "Дерматовенерология" и 1 месяц по косметологической дисциплине, т. е. потратить на это 25 месяцев. Если эти 25 месяцев условно взять за 100%, то 96% дорогого в прямом и переносном смысле учебного времени уходит на изучение дерматологии и венерологии. К тому же в существующих программах по косметологии всего 30% занимают вопросы косметологии, 30% - вопросы физиотерапии, 20% - дерматовенерологии и 20% уходит на изучение смежных дисциплин, т. е. к 96% прибавляется еще один процент дерматовенерологического образования. Следовательно, на изучение самой косметологии и смежных с ней дисциплин приходится всего 3% учебного времени. А наши исследования показали, что:
 
∙  по поводу дерматологической патологии в косметоло-гигинические учреждения обращаются только около 8% пациентов;
 
∙  в практической деятельности косметолог имеет дел только с 4% дерматологических заболеваний:
 
∙  врачи-дерматовенерологи по основной специальности востребованы только на 11%;
 
∙  косметологические недостатки дерматологической нозологии лечатся в комплексе врачами-невропатологами, психотерапевтами, эндокринологами, гастроэнтерологами, геронтологами, генетиками, диетологами, хирургами и онкологами, а не исключительно дерматовенерологами;
 
∙  процедуры, выполняемые сегодня врачами-дерматокосметологами, в основе своей не требуют высшего дерматологического образования и могут выполняться специалистами со средним медицинским образованием.
Получается, что 97% дерматологического образования востребованы в практической деятельности врачей-косметологов только, в лучшем случае, на 11%, а 89% необходимой для специалистов этого профиля информации излагают в 3% учебного времени. Выведенное соотношение "97% - 11% и 89% - 3%" как нельзя лучше показывает наличие серьезного кризиса в системе подготовки специалистов, работающих в косметологических учреждениях.

Именно поэтому, к сожалению, большинство специалистов такого высокого профессионального уровня подготовки по дерматовенерологии в косметологических учреждениях требуются только, в основном, как подставные лица для получения лицензии на право заниматься косметологической деятельностью, согласно требованиям нормативного документа "Программа аккредитации предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих вид медицинской деятельности терапевтическая косметология".

Резкое несоответствие качества выпускаемых специалистов требованиям практической косметологии закономерно привело к тому, что в косметологию стали привлекаться врачи других специальностей. В настоящее время практикуется условное деление специалистов косметологических учреждений на:
а) специалистов, работающих "по лицу", которые в обязательном порядке должны иметь специальность "матовенерология" (интернатура, ординатура, аспирантура) и "усовершенствование" по "Косметологии;
б) специалистов, работающих "по телу" - врачи любой специальности и "усовершенствование" по "Косметологии";
в) специалистов, работающих с аппаратными методиками - специальность "Физиотерапия" и "усовершенствование" по "Косметологии";
г) специалистов в области косметической хирургии - специальность "Хирургия" и "усовершенствование" по "Косметологии".

Такое деление, опять же, является очень условным и не решает общего критического положения, так как нет современной нормативной базы, учитывающей все противоречия на косметологическом рынке.

Положение врачей-косметологов на рынке труда

Исходя из вышеизложенного, на данный момент положения врачей-косметологов на рынке труда является двойственным. С одной стороны, есть большая потребность в косметологах, так как сегодня в городах России работают примерно 12 770 салонов красоты, причем еженедельно открывается несколько косметических салонов, в каждом из которых работает по 6-8 косметологов. С другой стороны, выпускаемые врачи-косметологи не соответствуют требованиям работодателей, которые тратят от 3 до 7 месяцев на поиск подходящей кандидатуры. Таким образом, и "спрос" большой, и "предложения" немаленькие, но практической (подчеркиваем, практической, а не теоретической) косметологии нужны специалисты совсем другого уровня подготовки.
Специфичность проблемы заключается и в наличии двух видов косметологических учреждений - собственно медицинских лечебниц, оказывающих широкий спектр диагностических, лечебно-профилактических услуг, и косметологических учреждений парамедицинского плана, в ведении которых находятся вопросы профилактической и эстетической направленности, не связанные с непосредственной медицинской деятельностью ("салоны красоты", косметические кабинеты в системе банно-прачечного и парикмахерского обслуживания населения). А действующая система образования в этой области по образу 1982 года делает акцент на выпуск врачей-дерматовенерологов для косметологических лечебниц, которых по всей России на сегодняшний момент насчитывается не более 10 штук.
Репрезентативный опрос нескольких рекрутинговых фирм, занимающихся подбором персонала для косметологических клиник и салонов красоты, показал, что 92% врачей-косметологоа подают заявки на работу в больших косметологических клиниках с акцентом на лечебную и консультативную работу в области дерматологии. Со стороны работодателей такие предложения поступают только в 4% случаев. В 87% заявок предлагается работа в косметологических учреждениях парамедицинского плана - профилактической и эстетической направленности.

Опять наблюдается дискомфортное для обеих сторон соотношение "92% - 4%", что говорит о резком несоответствии между уровнем образования и практическим применением специалистов косметологических учреждений и о нерациональном использовании высокопрофессиональных кадровых ресурсов.

Проведенное нами анкетирование среди 108 директоров и владельцев салонов 3 и 2 звезд (эти салоны составляют 90% от общего количества салонов России и являются основными работодателями для врачей-косметологов на сегодняшний день) позволило определить основные требования, предъявляемые к врачам-косметологам на рынке труда. Тенденция сводится к тому, что в косметологических учреждениях основной акцент в подготовке врачей делается не на теоретические знания одной дисциплины (дерматовенерологии), а на практические навыки и умения специалистов, их компетентности в вопросах профилактической, а не лечебной направленности. К тому же, так как косметологические учреждения в основе своей являются коммерческими структурами, большое внимание уделяется знаниям маркетинга и менеджмента данной услуги.

Действующая же на сегодняшний момент система подготовки кадров в данной отрасли не учитывает рыночную привлекательность выпускаемых специалистов и работает по искусственно созданной и не оправданной экономически программе.
Также подтверждением этого является то, что, согласно данным анкетирования врачей-косметологов, имеющих все требуемые для лицензированной работы документы, треть из них (36%) не могут найти работу в течение 6-8 месяцев из-за некачественного обучения, 31% не удовлетворены полученной работой, 9% разочарованы в выборе профессии и не хотят более работать в этой области и только 24% полностью удовлетворены как полученным образованием, так и найденной работой.

Экономический аспект образования

Стоимость косметологического образования достаточно велика. Если учитывать, что средняя продолжительность обучения для получения сертификата специалиста в области терапевтической косметологии составляет 25 месяцев (не учитывая обучение в вузе), то стоимость (также усредненная) составит для Санкт-Петербурга в 2003 году 3350 у. е. (два года ординатуры по 1500 у. е. плюс один месяц усовершенствования по 350 у.е.). Учитывая "модность" профессии "косметолог", через курсы усовершенствования по косметологии одного вуза в среднем проходит 10 человек в месяц в течение 9 учебных месяцев, т.е. 90 слушателей. Половина из них подтверждает сертификат специалиста (раз в 5 лет) и тратит на это 350 у.е. за усовершенствование по "Косметологии" и около 200 у.е. по "Дерматовенерологии". Следовательно, 45 слушателей в год тратит 550 у.е. и 45 слушателей - 3350 у.е. Итого общая сумма составляет 175 500 у.е. в год.

Если учесть, что почти 75% не удовлетворены полученными при обучении знаниями и практическими навыками то почти 132 000 у.е. затраченных денег не принесли пользы как специалистам, так и работодателям.

При этом еще раз подчеркиваем, спрос на специалистов, занимающихся косметологией, необычайно высок и в ближайшее время будет неуклонно возрастать, чему способствует "Программа общего оздоровления нации и стремление молодого поколения к здоровому образу жизни".

Психологический аспект несоответствия образования практической реализации специалистов

Большое значение имеет и психологический дискомфорт, который испытывают практически все выпускники-косметологи. Он заключается в том, что, потратив длительное время и заплатив немалую сумму для получения документов, нормативно разрешающих работать в косметологических учреждениях, они почти в 75% случаев не могут реализовать себя на рабочих местах. Получив отличное высшее медицинское образование и настроившись на серьезную аналитическую и практическую работу, они вынуждены при устройстве в косметологические учреждения резко снижать требования к своему профессионализму, подстраиваясь под часто неграмотных в медицинских вопросах руководителей, и выполнять работу среднего медицинского персонала. Однако, с другой стороны, они бессильны и некомпетентны в тех медицинских вопросах, с которыми очень часто обращаются к ним пациенты косметологических учреждении, и вынуждены отправлять их на консультации к терапевтам, диетологам, эндокринологам, физиотерапевтам, психотерапевтам, спортивным врачам и т. д.

Здесь важно и то, что косметология в настоящий момент очень сильно переплетается с бурно развивающимися эстетическими направлениями немедицинского плана (парикмахерское искусство, дизайн ногтей, боди-арт, визаж, пирсинг, татуаж, имиджмейкерство и т. д.). Все это приближает косметологию к шоу-бизнесу с его определенными и зачастую жесткими требованиями к внешнему виду, умению продвигать себя как личность и как специалиста, способностью выстаивать в конкурентной борьбе. Столетиями сложившаяся практика классической подготовки врачей никогда не затрагивала этих вопросов, что было правильно. Потому можно сказать, что такое переплетение является специфичной стороной косметологии сегодня, и специалисты, работающие в ней, для успешной работы должны быть знакомы хотя бы с азами особенности работы в этих направлениях.

Зарубежный опыт

В зарубежной косметологии выделяются два направления: европейское и американское.

В Америке врачи не занимаются косметологией, так как это экономически не выгодно для них: зарплата врача намного выше заработков эстетистов. Дерматологи ведут и лечат дерматологических больных, хирурги занимаются инъекционными методиками и пластической хирургией. Все остальные направления называются прикладной эстетикой и работают в ней лица, не имеющие медицинского образования.

Европейская школа подразумевает, что косметология - это отдельная наука, специалисты которой должны работать в содружестве с врачами различных специальностей, в том числе и дерматологами, но не быть дерматовенерологами. Основные направления современной европейской школы косметологии - это профилактический уход и предупреждение старения. "Косметология стала действенным средством профилактики, сохраняя кожу здоровой длительное время. Иначе говоря, новая косметология является научной, эволюционной, физиологической, профилактической. Косметология третьего тысячелетия в основном будет представлять функциональную, профилактическую, научную" (Жан Котт, г. Лион, проф., член Европейского научного комитета косметологии).
Таким образом, только в России косметологии занимаются врачи. И это большое преимущество для российской косметологии. Используя аналитический и практический потенциал высокоинтеллектуальных специалистов интенсивный приток которых произошел в настоящее время, есть все основания поднять косметологию на высокий научный уровень и дать сильнейший толчок в развитии теперь уже российской косметологии с уникальной школой, базирующейся на многолетней истории. Поэтому первостепенной задачей является модернизация подготовки специалистов-косметологов с акцентом на профилактическую направленность.
Ждем Вас на Форуме косметологов.
Hairlife.ru - интернет проект, главной целью которого является объединение людей тем или иным образом связанных с индустрией красоты. Это профессиональное сообщество активных и ярких людей, для которых важным является развитие профессиональных и творческих способностей.
На нашем сайте Вы найдете полезную информацию, которая поможет Вам в развитии мастерства и профессионального уровня.

В избранное