Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Позитивные сказки про Эффективных людей Живите лучше всех, Ваша Вика Спасская


КАК РАЗБОАТЕТЬ НАЧАВ С ПРОСТОГО ВАУЧЕРА (по материалам официального сайта Инвестиционной Группы "Атон") "Просто я оказался в нужном месте и в нужное время" В начале 90-х двадцатилетний студент создал и возглавил компанию "Атон". До сих пор Евгений Юрьев считает, что многое в развитии его бизнеса определила случайность. В 90-е годы шел процесс создания новых отношений свободной экономики. Наиболее важным переломным моментом стала приватизация. О том, насколько этот механизм приобретения собственности был справедливым, спорят до сих пор. Тем не менее именно в то время появился ваучер - первая после Октябрьской революции инвестиционная бумага. С ней "Атон" проводил первые операции. С этого началось накопление капитала, профессионализация и развитие компании. Почему вы заинтересовались рынком ценных бумаг, которого, по сути, в России тогда не существовало Мне было около 20 лет. Трудно представить себе человека этого возраста, который сидит и думает, как ему строить бизнес и в какой именно сфере. Просто я оказался в нужном месте и в нужное время. Как говорил Ницше, "случайность - язык бога". Так получилось, что именно такой способ зарабатывания денег я нашел. И кстати, по психологическому типу и возрасту к этой деятельности очень подходил. Тогда торговля ценными бумагами происходила совсем по-другому. На бирже суетились люди с мешками наличных и ваучеров. Я и мои первые партнеры-однокурсники просто не имели денег для участия в этой игре. Зато у нас было много энергии и место для ее использования - Российская товарно-сырьевая биржа, которая забыла про товары и сырье и занималась только ваучерами. Мы предлагали посреднические услуги предприятиям, которые хотели бы участвовать в аукционах по приватизации. А на их деньги закупали ваучеры. Каким был ваш первый офис Я организовал его в квартире отца. Для него это было ужасное событие. С утра папа выходил на кухню пить кофе, а там уже сидели странные для него люди и что-то горячо обсуждали. Потом с первой прибыли арендовал помещение - бывшую "качалку". Сам с друзьями вынес оттуда тренажеры, поставил столы и телефоны с компьютерами. Как привлекли клиентов? Мы взяли на работу много интеллигентных бабушек. Составили для них базу данных с перечнем всех предприятий - потенциальных участников аукционов по приватизации. Подготовили стандартные тексты, которые пенсионерки должны были произносить. Бабушки работали на дому, звонили и предлагали наши услуги. Наиболее продвинутые из них становились своеобразными менеджерами по работе с клиентами. Вскоре у нас появился собственный капитал для операций. Как произошел переход от спекуляций с ваучерами к профессиональной деятельности на фондовом рынке То, что я описываю в романтичных для меня красках, было "боевой молодостью", периодом накопления капитала. Многие заработали на операциях с ваучерами гораздо больше, чем мы, но просто не захотели заниматься рынком ценных бумаг. Они переехали в теплые края, приобрели предметы роскоши, недвижимость. Некоторые ушли в иные сферы бизнеса. А я был совсем молодым - еще студентом. Потребности за время приватизации особенно не выросли, семьи тогда не было. Зачем мне было покупать дом за рубежом? И я продолжил заниматься тем, что меня захватило и в дальнейшем стало основным делом жизни. Компания развивалась как брокер, переехала в более удобный офис. Мы начали обслуживать иностранных клиентов, которые были тогда самыми сильными игроками в России. После завершения приватизации у столичного рынка ценных бумаг началась другая жизнь. Он рос, становился более профессиональным. У меня даже не было времени, чтобы размышлять. Просто компания развивалась вместе с этим рынком. Путь был предопределен. "Атон" дорос до инвестиционного банка, от торговли ценными бумагами перешел к привлечению инвестиций, проектному финансированию, управлению активами. Мы просто оказались в правильном месте и в нужное время. И я очень благодарен людям, работавшим вместе со мной, и стране, в которой живу. Кто был партнерами В самом начале - несколько друзей-однокурсников. Потом наши пути разошлись, потому что каждый захотел свое дело. Название "Атон", которое придумал я, осталось со мной. Сейчас в компании профессиональное партнерство. Все топ-менеджеры имеют долю собственности. Она растет в цене, когда сотрудники показывают высокие результаты. Но может и уменьшиться, если они недостаточно хорошо выполняют свои обязанности. Как выбирали имя для компании? Мне попался один учебник по психологии. Там было написано, что название должно состоять из небольшого количества букв, желательно - не больше четырех-пяти. Кроме того, оно должно быть мужского рода. Я раскрыл словарь, начал листать его с самого начала и почти сразу натолкнулся на слово "Атон". В Египте был бог Атон, олицетворявший культ солнца. И выбрал именно это название. А недавно я сделал случайное открытие еще одного значения названия компании. По-старославянски Атон - это Афос, или Афон, - святая земля. В чем причина быстрого развития бизнеса Просто сами финансовые и фондовые рынки быстро растут. До сих пор они, на мой взгляд, не соответствуют размерам и потенциалу страны. Участники, которые пытаются быть усердными, честно исполняют свои обязательства, закрепляются и развиваются. Я думаю, рост компании во многом определяется развитием России как источника и предмета инвестиций. Наш успех зависит от состояния экономики государства, а репутация компании - от имиджа России как страны, в которую можно инвестировать. За счет чего компании удалось выжить в 1998 году? Вы хотите узнать о некоей закономерности, формуле успеха, которую мы для себя нашли. А ее нет. Опять обстоятельства. Перед кризисом мы обслуживали исключительно иностранные компании. Основными клиентами "Атона" были фонды, инвестировавшие в Россию. Мы писали для них исследования на английском, давали советы, которые они, кстати, не слушали, и скупали все что можно. Собственно, отчасти поэтому и случился кризис. До дефолта у нас было много клиентов, оборот $2 млрд, в 1997 году мы заработали около $60 млн. И вдруг все это исчезает. Что нам оставалось? Мы сразу переключились на обслуживание российских клиентов и стали развивать новое направление. Это было сложнее. Мы привыкли предоставлять услуги профессиональным крупным инвесторам, с которыми можно было говорить на одном языке. Появившиеся после кризиса российские клиенты, конечно, сильно отличались от тех, с кем компания имела дело. Мы стали выстраивать с ними отношения. И через год наш оборот стал прежним, а на следующий год удвоился. Для мелких высокоспекулятивных российских клиентов мы запустили интернет-услуги, создали on-line торговую систему. В этом году она показала $13 млрд оборота. Выжили мы за счет того, что быстро поменяли нишу. Кроме того, у нас был большой объем собственного капитала. Во время кризиса мы потеряли треть, но осталось достаточно средств для развития. Могут ли сейчас молодые люди добиться такого же успеха, как те, кто начинал в 90-е? Одна из основных проблем российского бизнеса - нехватка молодых профессиональных кадров. Возможности сейчас огромные. Просто в отличие от 90-х очень сильно выросли требования к квалификации. Но если она есть, человек трудолюбив, готов добросовестно учиться новому, то спрос на него огромный. В России приживается западная модель, когда хорошие менеджеры становятся партнерами в тех компаниях, где они работают. Возможностей открыть что-то новое, чего до тебя в России никто не делал, стало меньше. Однако потенциал создать свой бизнес остается высоким. И денег в стране стало больше.

В избранное