Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Позитивные сказки про Эффективных людей


КАК ОЛЕГ РАЗБОГАТЕЛ НА ПИВЕ И МАРКЕТИНГЕ (по материалам Богачи.ру) Олег Тиньков - человек, о котором вы, возможно, не слышали сегодня, но обязательно услышите завтра. Как и многие персоны, ставшие известными за последний год, он выходец из Санкт-Петербурга. В марте Тиньков, бывший владелец питерских магазинов и деятель шоу- бизнеса, запустил новый проект. Он хочет приучить американцев и россиян пить пиво собственного производства по цене мексиканского Corona. Внешне Олег Тиньков - типичный российский предприниматель 90-х. Напорист, стремителен, колоритен - про таких говорят: "Ему море по колено". В ресторане он не дает спуску официантам. Правда, Тиньков не любит дорогих костюмов, предпочитая джинсы и демократичные рубашки. Древнему роду Тиньковых посвящена статья в Энциклопедии Брокгауза и Эфрона. В сталинские времена Тиньковы оказались в Сибири. Там-то, в кузбасском городке Ленинск-Кузнецкий, пятнадцать лет назад окончил школу Олег Тиньков. Год перед армией он честно проработал электрослесарем на шахте имени Кирова. Ни о каком собственном бизнесе потомок дворянского рода тогда не мечтал. Отслужив два года в пограничных войсках, поступил в Ленинградский горный институт учиться на горного инженера. После института, да еще и ленинградского, Тинькову светила неплохая по меркам Ленинска-Кузнецкого карьера. Однако сам Тиньков студенческие годы характеризует хоть и наукообразными, но далекими от науки терминами - "период первоначального накопления капитала через спекуляцию". Возвращаться в родные края он уже не хотел. Сколотив некоторый капитал на перепродаже вьетнамских помад, Олег переквалифицировался на более прибыльный и серьезный бизнес. Выбрав в качестве специализации электронику, он стал "челночить" между Сингапуром и Питером. Уже через год энергичный молодой человек имел в городе на Неве собственные магазины. "Шок" - это по-нашему В 1992 году Тиньков учредил компанию "Петросиб", занявшись оптовой и розничной торговлей бытовой электроникой. Он одним из первых в России понял, что для успешного ведения дел надо создавать торговую марку. Без раскрученной марки продавать что бы то ни было гораздо сложнее. А какой может быть брэнд в торговле? Сеть магазинов. Сеть с фирменным названием дает больше возможностей для раскрутки, ее легче рекламировать. Магазины у "Петросиба" были, оставалось дать им имя. Отстройкой брэнда Олег Тиньков занимался сам, начитавшись иностранных книг по маркетингу - благо английским языком владел. Кроме того, предприниматель пригласил на работу двух американцев. Они и консультировали нового русского предпринимателя по сложным вопросам продвижения фирмы на рынке. "С 1994 года я и сам стал частенько наведываться в США, - говорит Тиньков. - Люблю бывать там и черпать идеи для бизнеса". Петросиб" открыл представительство в Сан-Франциско и стал эксклюзивным дилером двух американских компаний. Забегая вперед, можно сказать, что экспорт пива в США Тиньков организовал без особых проблем - за океаном он тоже чувствует себя как дома. В 1995 году у компании "Петросиб" появились сразу две сети - "Мьюзик-Шок" (аналог московских магазинов "Союз") и "Техно-Шок" (питерский вариант "Партии" или "М.Видео"). Обе сети быстро стали заметными в северной столице. Они и сейчас успешно продолжают работать, правда владелец у них уже другой. Техно-Шок", "Мьюзик-Шок" и "Шок-рекордс" быстро развивались, раскручивая друг друга. В 1998 году в компаниях Тинькова работали более 300 человек. "Петросибовская" сеть насчитывала девять магазинов. Но тут Олег Тиньков решил сменить сферу деятельности.Ничуть не жалея, продал бизнес. Он уже загорелся новой идеей - варить пиво. Путин там был, пиво пил По легенде над пивной темой предприниматель задумался после того, как нашел (кто бы мог себе такое представить) в семейном архиве пожелтевший рецепт пива от основателя рода Тиньковых - Порфирия Васильевича. Во времена Петра I у того была своя пивоварня. Пиво поставлялось в том числе и ко двору. "В России нет пива класса premium, - утверждает Тиньков. (Хотя некоторые отечественный пивовары уже причисляют ряд своих сортов к premium. -"Ко".) - По своему качеству отечественное пиво ближе всего к Heineken, но голландское пиво после всех таможенных процедур попадает к нам через два-три месяца после розлива. Вот мы и решили делать нефильтрованное, свежее, живое пиво на "пустом" рынке". Будь у Тинькова $10 млн, он, по собственному признанию, создал бы промышленную пивоварню. Ресторан же "Тинькофф" с пивоварней в центре Санкт-Петербурга обошелся ему гораздо дешевле - $1,5 млн. Немецкая фирма по заказу Тинькова адаптировала дедовский рецепт к современному оборудованию. Все ингредиенты для варки пива также поступают из Германии. Главный пивовар Тинькова - немец. Идея совмещения ресторана и пивоварни тоже из Германии. Тиньков, правда, обратил на нее внимание, будучи в США. "Тинькофф" открылся в августе 98-го. Это один из крупнейших в Питере ресторанов - 1000 кв. м, 350 посадочных мест. По утверждению Тинькова, в его ресторане пьет пиво президент Путин, когда тому доводится бывать в родном городе. Ресторан, как и было задумано, помог раскрутиться продукту. В северной столице о пиве "Тинькофф" знают. Сейчас владелец марки ищет партнеров для открытия ресторанов в Москве. Хотя ресторанный бизнес как таковой его не волнует. "Главное - бутылки, - говорит Тиньков. - У меня линия недогружена". Ради бутылочного розлива, собственно, проект и затевался. Тщательно прорабатывался дизайн. На бутылках для продажи в России - семейный герб Тиньковых. Крышка бутылки откручивается - как у Miller. Для американских потребителей придуман отдельный дизайн. Tinkov Beer Co., президентом которой является Олег Тиньков, провела среди калифорнийских маркетологов тендер, заказала исследование. В результате родилась этикетка в духе Родченко: русский конструктивизм в Америке хорошо продается. Окончательное решение об утверждении дизайна бутылки было принято после тестовых продаж. Пиво выставлялось на полки, а специальный человек контролировал, многих ли людей привлекает этикетка. Для этих тестов в бутылки разливали пиво, сваренное по тиньковскому рецепту в Канаде. А в марте 2000 года заработала бутылочная линия при питерской пивоварне. Она обошлась Тинькову в $800 тыс. Производственные мощности - 2500 бутылок в час. Русская Америка Олег Тиньков уверен на сто процентов, что жалеть денег на маркетинг и рекламу не стоит. В калифорнийских городах висят биллборды, рекламирующие пиво Tinkov. На первых биллбордах был слоган на русском языке: "Водка без пива - деньги на ветер". Тиньков особо рассчитывает на эмигрантов - только в Сан-Франциско русских порядка 60 тыс. "Наша марка стала первым русским пивом на американском рынке. Мы неплохо продаемся в Калифорнии, во Флориде, в Нью-Йорке. Калифорния, кстати, самый большой рынок пива в мире. И в отличие от России там на рынок выходить легко. Были бы деньги", - говорит Тиньков. Он надеется в этом году увеличить продажи в Штатах в два-три раза. Планы по России еще более грандиозны: ожидается рост продаж в пять раз. Такие показатели должна обеспечить Москва. "Здесь будут работать три-четыре наших дистрибутора, они займутся прямым развозом. Наше пиво уже продается в "Бине", в десяти магазинах на Ленинском проспекте". Тиньков не сомневается, что русское пиво класса premium по 45 руб. за бутылку покупать будут - марка создавалась под определенный слой населения, который "Балтику" уже не пьет. На эту же аудиторию рассчитан и рекламный ролик, снятый в Хельсинки известным клипмейкером Олегом Гусевым. Сюжет клипа: в музей современного искусства заходит группа дисциплинированных японских туристов. За ними русский парень раздолбайского вида. На постаменте - бутылка пива "Тинькофф". Японцы щелкают фотоаппаратами, а русский берет бутылку, открывает ее и выпивает содержимое. Купля-продажа Судьба пива "Тинькофф", если потребитель его примет, предрешена. Олег Тиньков продаст торговую марку. Через два-три года, а может, и через год. "Я всю свою жизнь создавал торговые марки, - говорит Тиньков. И ему, похоже, это нравится. - Я глубоко убежден, что с каждым годом выход на рынок становится все дороже и дороже. Мы вовремя вошли на рынок пива". (Когда-то он так же вовремя вышел на рынок электроники.) Через несколько лет, по твердому убеждению Тинькова, владельцы крупных пивных заводов начнут скупать небольшие пивоварни. Аналогичный процесс уже идет в Америке, где Anheuser Busch покупает мелкие местные заводы, конкурирующие с Budweiser. После этого пивоварни продолжают разливать пиво под своим брэндом, но на этикетке уже фигурирует новый производитель. "Возможно, лет через пять вы увидите на бутылках пива "Тинькофф" слово "Балтика", - говорит предприниматель.

В избранное