Нужен ли президенту России пиар? То
есть в переводе на русский язык - реклама,
продвигающая данного деятеля на потребительский
рынок. Осмелюсь предположить, что пиар
президенту - как рыбе зонт. Это перед выборами
пиар, создающий позитивный образ, необходим
любому политику, желающему войти во власть или
закрепиться в ней надолго. А в повседневной жизни
на президента «пиарят» его деяния. Есть
результат - и потребитель, то есть избиратель, сам
видит, что не ошибся в выборе. Нет результата -
увольте. В следующий раз на выборах он,
избиратель, глядишь, крепко подумает, отдать ли
вновь свой голос политику, не оправдавшему
ожиданий.
Скажу больше: президенту России специальный пиар
в виде фильмов-портретов не просто не нужен - он
ему вредит. Вполне хватает повседневного
телевизионного освещения деятельности
президента: поехал, встретился, выступил с
инициативой, подписал указ, резко осуждает,
глубоко скорбит...
Когда же телевизионщики вдруг решают подвести
итоги годовалого президентства Путина, события
спрессовываются в киношном пространстве и
времени, и кажется, что это и есть итог: поехал,
встретился, выступил, подписал, глубоко скорбит.
Фильм Виталия Манского «Путин. Високосный год»,
показанный Российским телевидением в День
независимости России, более всего напоминает
затяжной клип - наподобие тех, что телеканалы
демонстрируют за пятнадцать минут до
наступления Нового года: типа «Страна моя». За
четверть часа зрителю напоминают, чем жила
страна в уходящем году. При советской власти
страна, естественно, жила только хорошим: сеяла,
пахала, строила, делала ракеты, перекрывала
Енисей. Потом победы сменились поражениями,
катастрофы посыпались на страну как из рога
изобилия. Телевидение перестало бояться
напоминать о печальном, но в предновогоднем
ролике чередовало плохое с хорошим.
Так и Манский чередует. Вот Путин под глинковскую
еще музыку бессловесного российского гимна
шагает под аплодисменты собравшихся к вершине
политического Олимпа - инаугурация. Вот
встречается с Клинтоном, Шрёдером, Блэром. Вот
корейская пионерка надевает российскому
президенту алый галстук. А вот переход на
Пушкинской площади, пострадавший от взрыва. Вот
поселок Видяево и толпы безутешных
родственников погибших на «Курске» подводников.
Вот президент награждает спортсменов,
приветствует юбиляршу Майю Плисецкую, вручает
цветы неведомым молодоженам, угощается хлебом-солью.
А вот он в Печатниках - на месте взрыва жилого
дома. Затем - заседания, совещания. Дальше -
встреча с народом: «Я видела во сне, что подойду к
тебе. Ой, мальчик ты мой. Хороший мальчик. С Богом.
Будем молиться», - причитает экзальтированная
старушка. Бывшая классная руководительница
Владимира Путина строго наставляет: «И руки в
карманах чтоб я больше не видела. Так и знай. Я за
каждым твоим шагом слежу», вручая напоследок
сановному ученику банку домашних
консервированных огурцов.
Путин за штурвалом истребителя. Путин в рубке
подводной лодки. Путин со Строевым на тракторе.
Путин в машине. Путин в самолете.
Подведем итог увиденному: за год с небольшим
президентства Путин скорбел, поздравлял, ездил
по миру с визитами и катался на всевозможных
транспортных средствах. За год президентства и
скорби, и радости, и поездок - как деловых, так и
развлекательных, набралось с лихвой. А что
сделано-то? Об этом впроброс и сплошь общими
словами: удержал страну от развала, укрепил
вертикаль власти, что-то еще о профиците бюджета.
Мало? Много? Черт его знает. Не телевизионщикам об
этом судить и даже не самому президенту. Народу -
извините за пафос. А народ в фильме, разумеется,
безмолвствует (если не считать полубезумную
старушку: «Мальчик мой хороший» - да пенсионерку-учительницу).
Так ради чего фильм снимали? Дабы убедить народ,
что не ошибся в выборе? Да не фильмами, как уже
было сказано, народный выбор подкрепляется, а
конкретными деяниями. Или - чтобы подогреть
градус народной любви к своему избраннику? Так
любовь - штука иррациональная: нечаянно нагрянет,
когда ее совсем не ждешь, и так же, по непонятным
причинам, схлынет, сгинет, словно ее и не было. И
никакие фильмы не помогут вернуть большое и
светлое чувство. Разве что вызовут вместо
прежней пламенной любви страстную ненависть.
Может быть, хотели авторы фильма утеплить
холодноватый образ президента, внести в него
человечинку? Но не тот объект им попался. Не
утепляется, хоть ты тресни. За час эфирного
времени «человечинки» минуты на три наберется:
когда Путин шнурок завязывает (да и то, завидев
камеру, приказывает оператору: «Слушай, хватит
снимать»), когда учительскую дочку за нос трогает,
словно в звонок звонит, когда в бассейне плавает
да собаку ласкает. В последнем эпизоде он
действительно живее живого: и смеется от души, и
уменьшительно-ласкательно ее называет, и за ушки
теребит, и пузо ей чешет. Впрочем, исторический
опыт доказывает, что любовь к братьям нашим
меньшим отнюдь не признак добросердечия и
человеколюбия. Ленин обожал кошку Мурку (см.
известные фото), а Гитлер, прежде чем покончить с
собой, застрелил любимую овчарку, дабы избавить
ее от тоски по хозяину.
В общем, как ни старались телевизионщики, а
бестолковый, бессмысленный вышел у них «пиар».
Чего хотели сказать? Чего доказать? Не дали
ответа. А с названием фильма - «Високосный год» -
так, по-моему, просто облажались. Хотели, конечно,
как лучше: имели в виду, что високосный год -
тяжкий год, но, несмотря на все печали и невзгоды,
президент вышел из него победителем. Страна
модернизируется, то ли еще будет, ой-ой-ой. Да
только в народе словосочетание «високосный год»
давно уже превратилось в метафору. Сложены
пословицы и поговорки: «Худой приплод в
високосный год»; «Касьян на что ни взглянет, все
вянет». Получается, исходя из народных примет,
что в недобрый час-год достиг герой фильма высшей
власти. То ли еще будет.
Путин идет по коридору. Камера долго глядит ему в
спину. Опять метафора, что ли? Он в дороге? Он в
пути? Ерунда. Просто телевизионщики для «оживляжа»
попросили Путина походить по кремлевским
коридорам. А со спины снимали из подобострастия:
негоже операторам бежать впереди президента.
Потом глянули: батюшки, готовая метафора! Вот он у
них и бродит по Кремлю. А куда идет и зачем -
непонятно. Об этом - в следующей серии «Путинианы»,
которая, зуб даю, будет непременно, поскольку
телевизионщики явно исповедуют принцип: «Кашу
маслом не испортишь».