Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости от Первого канала

  Все выпуски  

Новости от Первого канала на 09.02.2009 01:00:01





ротабаннер


08.02.2009 21:40 КТО И ЗАЧЕМ ОРГАНИЗУЕТ БОРЬБУ С СОМАЛИЙСКИМИ ПИРАТАМИ У БЕРЕГОВ АФРИКИ?



08 февраля200921:40

Сомалийские пираты
КТО И ЗАЧЕМ ОРГАНИЗУЕТ БОРЬБУ С СОМАЛИЙСКИМИ ПИРАТАМИ У БЕРЕГОВ АФРИКИ?

Сегодня на базу в Балтийск вернулся сторожевой корабль ВМФ России "Неустрашимый", который в течение двух месяцев боевого дежурства сопроводил 60 гражданских судов и отразил 3 атаки пиратов у берегов Аденского залива.

И так совпало - на этой же неделе у берегов Сомали было освобождено судно "Фаина", перевозившее украинскую боевую технику в Кению и захваченное пиратами еще в сентябре прошлого года. Сомалийские пираты получили от владельцев судна 3 миллиона 200 тысяч долларов выкупа, целый день делили деньги и проверяли их на подлинность, а затем небольшими группами покидали судно.

Эти захваты кораблей стали уже новым мировым бедствием - с ними борется ООН, Аденский залив патрулируют военные корабли нескольких стран, в том числе и России, но спасения от дикарей, вооруженных самым современным стрелковым оружием и наладивших свой бизнес на получении выкупов от судовладельцев, пока не видно.



Репортаж Кирилла Брайнина.



Маленький Оскар в последние дни смотрит все выпуски новостей. Ждет, когда опять покажут дедушку - механика с захваченного украинского сухогруза "Фаина". Новость о том, что судно вместе с экипажем пираты отпустили, в семье Евгения Григорьева тоже услышали по телевизору. А через час Евгений впервые за четыре месяца позвонил домой.

Сухогруз "Фаина" стал одним из нескольких десятков кораблей, захваченных в последние месяцы сомалийскими пиратами. Моряки, побывавшие в этом африканском плену, запомнили каждый день на всю оставшуюся жизнь.

Каждая минута из этих дней для капитана Андрея Ножкина и его экипажа могла стать последней. Сухогруз "Фьючер" пираты захватили в начале ноября, а домой, в Таллин, Андрей попал только две недели назад.

Договориться о выкупе удалось относительно быстро. Редкие фотографии в компьютере капитана Ножкина - самолет сбрасывает контейнер с деньгами. Их тут же подбирает пиратская лодка и привозит на борт.

Казалось, на этом все должно было закончиться, но самое страшное было еще впереди.

Андрей Ножкин: "При виде денег они в буквальном смысле слова просто сходили с ума. То, что они начали стрелять из всех видов оружия, из автоматов, из пистолетов и радоваться, ликовать - это в первые минуты. А дальше уже было гораздо страшнее, поскольку пираты не доверяли друг другу, держали под контролем каждого. И каждый считал, что он заработал гораздо больше, чем получал. И соответственно, были все недовольны. И перепалки, и драки, и стрельба, и поножовщина - все это было".

Деньги пираты делили 14 часов. Наконец, последний пират с деньгами ушел с корабля.

Катер береговой охраны Йемена выходит на боевое патрулирование. Аденский залив уже давно пользуется печальной славой самого опасного места для судоходства. Когда в соседях Сомали, каждый день можно ждать нового нападения пиратов. И главный вопрос здесь всегда один - успеет ли помощь.

На захват судна у пиратов обычно уходит не больше 15 минут. Успеть на такой сигнал SOS береговая охрана зачастую не может просто физически. Даже если катера идут полным ходом, обычно бывает уже слишком поздно. Не говоря уже о том, что на вооружении пока нет радарной системы. Впрочем, здесь уверены, даже если весь Аденский залив уставить военными кораблями, это все равно до конца не решит проблему пиратства.

Начальник береговой охраны Адена, полковник Аль-Барати показывает на карте район ответственности своей службы.

Ассаад Аль-Барати, начальник Аденского отделения береговой охраны Йемена: "Это район Аденского залива - больше пятисот километров. Мы просто не в состоянии его контролировать. Нам еще нужно очень многое сделать".

Пока береговая охрана пытается решить куда менее глобальную задачу, как защитить от пиратов йеменских рыбаков.

Ассаад Аль-Барати, начальник Аденского отделения береговой охраны Йемена: "Всего три дня назад сомалийские пираты убили йеменского рыбака вот в этом районе - около острова Сокотра. Они забрали его лодку и моторы. И теперь они используют все это для камуфляжа. И такое происходит очень часто".

Эти люди давно привыкли бороться за выживание. Справиться с акулой - теперь для них детская игра. По сравнению с тем, что может случиться при встрече с пиратами. Многие сейчас вообще не выходят далеко в море - слишком опасно.

Рыбак Саалех Салах говорит, пиратам была нужна его лодка. И теперь, всякий раз выходя в море, он должен помнить о том, что сомалийские пираты не остановятся ни перед чем. Человеческая жизнь для них уж точно стоит меньше лодочного мотора.

Саалех Салах, рыбак: "Я теперь редко хожу за большой рыбой. Не хочется опять встретить пиратов. Они ведь даже за сигарету готовы убить".

Главный порт Йемена каждый день принимает десятки судов. Через Аденский залив большинство из них проходят под конвоем военных кораблей со всего мира. Но даже в такой компании моряки не чувствуют себя в полной безопасности. На нефтяном танкере капитана Маджида из средств обороны - разве что гаечный ключ на 32. Против пиратов оружие малоэффективное. Но и вооруженную охрану на борт тоже не возьмешь.

Салих Маджид, капитан нефтяного танкера: "Понимаете, это же танкер - и оружие здесь может быть очень опасным. От одного выстрела весь корабль может взлететь на воздух".

Капитан говорит, такой же йеменский танкер сейчас в плену у пиратов. За свободу экипажа сомалийские бандиты требуют два миллиона долларов.

Директор технического депертамента Аденского порта несколько лет назад оказался на захваченном пиратами корабле. Больше месяца постоянного страха он уже вряд ли забудет. Теперь из-за пиратов страдает бизнес.

Кахтан Хуссейн, директор технического департамента порта Аден: "Многие компании сейчас стараются изменить маршруты своих кораблей из опасения, что их могут захватить пираты. И они просто не заходят в наш порт. Для нас это очень серьезные экономические потери. Для всех портов Йемена".

Йеменские власти в ближайшее время собираются открыть в Адене антипиратский центр, чтобы координировать действия международной коалиции, военных кораблей из Европы, Америки и России. Правда, в Министерстве иностранных дел Йемена признаются: одних силовых действий, даже таких масштабных, все равно будет недостаточно.

Абу Бакр Аль-Керби, министр иностранных дел Йемена: "Пиратство стало возможным из-за того, что в Сомали нет правительства, способного контролировать собственное побережье. Нет береговой охраны, и пираты, конечно, этим пользуются. Именно поэтому мы много раз говорили о том, что мировое сообщество должно способствовать созданию в Сомали правительства, которое смогло бы объединить страну. Это и есть путь решения проблемы".

Лагерь сомалийских беженцев в окрестностях Адена - как Сомали в миниатюре. С той только разницей, что в руках у этих людей нет автоматов. Так же, как и на родине, они торгуют галлюциногенными листьями ката, которые так любят сомалийские пираты. Здесь живут несколько тысяч человек, сбежавших от войны и голода в условиях, которые трудно назвать человеческими.

На прошлой неделе в Сомали появился новый президент, сменивший шейха Юсуфа Ахмеда. Впрочем, ситуацию, это, похоже, вряд ли изменит. А, значит, пиратский бизнес будет только развиваться. И морякам, таким как капитан Андрей Ножкин, придется выходить в море, рискуя снова оказаться в плену. И выбора у них, похоже, уже нет.

Андрей Ножкин, капитан: "Конечно, я пойду в море - другого выхода нет. Да и желания нет. Работать в море это не значит каждый день попадать к пиратам. Работа в море это точно так же, как стоять у станка. И если человек попал под машину по пути на работу, это не значит, что, выздоровев, он не будет ходить на работу. Конечно, буду работать в море".



печатать видеофрагментфото



скринсейвер

программа

анонсы

форум


© 1996-2009, Channel One Russia
All contents copyright
All rights reserved

© 1996-2009, Первый канал. Все права защищены.
Копирование материалов запрещено.
При использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.
Официальный сайт разработан и сопровождается
 Web-службой Первого канала.

В избранное