Эфир: Понедельник, Вторник, Среда, Четверг после программы "Время"
Производство: ДИП ОРТ
Координаты: Москва, Королева 19, ДИП ОРТ, программа "Однако",
odnako@ortv.ru
Сегодня коллегия Минпромнауки обсуждала формирование оборонного заказа. Естественно было сказано, что заказ будет увеличиваться как раз потому, что в прошлом он уменьшался: надо менять устаревшую технику. По прошедшему году объем производства оборонки вырос более, чем на четверть. Это больше, чем в среднем по промышленности.
Не менее впечатляющий результат показывает экспорт вооружений. Даже по предварительным данным результат рекордный.
Журнал "Власть" публикует ежегодные предварительные итоги оборонного экспорта, подготовленные Центром анализа стратегий и технологий. Минимальный идентифицированный по открытым источникам объем поставок составил 3, 8 миллиарда долларов. Ведущим поставщиком осталась компания "Росвооружение" с объемом экспорта до 2-х и восьми десятых миллиарда долларов, на втором месте находится концерн "Антей", поставки которого составили от 500-т до 700-т миллионов долларов. Портфель заказов нового посредника "Рособоронэкспорта", созданного в результате слияния "Росвооружения" и "Промэкспорта" достигает 14-ти миллиардов долларов, что также является рекордным показателем.
Повторяю, это сумма поставок по открытым источникам. Поэтому, опережая претензии и возражения со стороны ответственных товарищей, что, мол, мы занижаем, можно с достаточной степенью уверенности сказать, что 4 миллиарда примерно будут.
Опять же это не результат работы прошлого года. Контракты, по которым сейчас прошли поставки, их можно сказать мощный кусок подписан в ноябре 97-го (по морю) и в августе 99-го (по авиации). И указанная сумма контрактов, накопленная - 14 миллиардов, чуть меньше - это с гарантией - позволяет удерживаться на этом плато.
В настоящее время созданы все необходимые институциональные и политические предпосылки, чтобы стабилизировать на ближайшие 2-3 года экспорт вооружений на плато в районе 4 миллиардов долларов в год.
То есть теперь это некий критерий, по которому можно судить, как работает система. Больше - молодцы, а меньше - без комментариев.
Что касается институциональных предпосылок и политических. Имеется в виду наконец отстроенная вертикаль управления оборонным экспортом. Не буду грузить деталями - это то, что доктор прописал. То, что умные люди давно предлагали. Правда, умных людей в процессе реализации их концепции зачистили. Но это пустяки.
Однако пустяки эти сказываются все-таки на качестве экспорта нашего. Точнее на его страновой структуре.
По расчетам Центра АСТ, в прошлом году доля Китая в экспорте российских вооружений выросла до 70%, вместе с Индией она составляет 90%. Новые контракты заключались в основном с Китаем и Индией. Лишь концерн "Антей" и тульское Конструкторское бюро приборостроения, работающие независимо от уполномоченных госпосредников, заключили крупные контракты с Грецией и Объединенными Арабскими Эмиратами на поставку систем ПВО малой дальности на общую сумму более одного миллиарда долларов.
Что это значит? Это значит, что более или менее отстроенная конструкция управления позволяет реализовывать инерционные как бы контакты с нашими традиционными клиентами. Покуда они не выстроили свою оборонную промышленность.
Кстати, вполне ожидаемые срывы контрактов в связи с очередной реформой системы ВТС и кадровыми чистками не состоялись. То есть система работает. Но только инерционно. Вот не случайно два крупнейших экспортера, проникающие не только на основные рынки, - Китай, Индия - работают за рамками единого госпосредника.
Вот объявлено было, что мы "раскупорили" Иран и Ливию. И где? Вот это и есть те детали, потеря качества. Развивать новые рынки могут только профессионалы. Здесь одной системой не сработаешь.
Более или менее долгосрочная стратегическая перспектива экспорта вооружений связана в первую очередь с состоянием отрасли. Как со структурой инвестиций - и частных, и государственных, так и со структурой управления и собственности в самой отрасли. Прошлый год по всем параметрам считался крайне благоприятным для того, чтобы здесь начались серьезные позитивные процессы. А проще говоря, кончилась деградация. Такой шанс давала военная операция в Чечне и серьезное как бы отношение к ней политического руководства. Эксперты полагают, что шанс упущен.
М.Пядушкин, эксперт: "Как мы помним, 2000 год, среди прочего, был годом беспрецедентно хорошего экономического положения в стране. И на фоне этого положения, на фоне финансовых поступлений в страну и на фоне военных действий, можно было действительно провести радикальную реформу ВПК и начать мелкосерийное производство новых вооружений. На самом деле этого не произошло и это печально".
Собственно, никаких серьезных действий в реструктуризации оборонки не было. Кроме каких-то невнятных, совершенно бессмысленных разговоров. Например о грядущих страшных сливаниях. Одна самолетная фирма, одна корабельная... И все будет, как в США. Сливать надо под конкретные задачи. Если страна может построить один самолет пятого поколения, то где эта программа? Когда сливается Боинг с Макдональд-Дуглас - это можно понять. Это рационализация расходов. А когда сливаются два трупа - это братская могила. Непонятно зачем это нужно, если только не для того, чтобы туда кого-нибудь живого закопать. И вообще как можно административно сливать предприятия с разной структурой собственности?
Сейчас наметились две тенденции в оборонке. С одной стороны, деприватизация - больше на словах. А с другой стороны, проталкивание неких рыночных механизмов в оборонку: тендеров, пытались даже некий рынок долговых обязательств организовать. Здесь есть такой момент: применение рыночных механизмов в тех сферах, где решающие конкурентные преимущества находятся во внерыночной сфере, умножают хаос и воровство. Оборонные предприятия завязаны на допуски, лицензии, разрешения. В конце концов, на бюджетный заказ. Какие тендеры? Есть вещи, где надо управлять руками, волевым путем, полностью беря на себя ответственность. То есть я, такой-то такой-то, за эту задачу отвечаю головой.
Это очень маленькая сфера, компактная. Даже внутри оборонного комплекса очень маленькая, точечная. И за ее границами надо всех оставить в покое. Однако отвечать головой желающих нет. Зато есть масса желающих лезть загребущей рукой, что порождает смешанные казенно-рыночные формы управления оборонным комплексом.
Есть один благоприятный признак, вселяющий оптимизм. В весьма разумном направлении скорректирован оборонный заказ.
Ежегодно в ближайшие 6-8 лет 40-45 процентов общего объема финансирования гособоронзаказа будут направляться на НИОКРы, то есть на разработки новых видов вооружений.
По словам вице-премьера Ильи Клебанова, серийная закупка новой военной техники у предприятий ВПК для российских Вооруженных сил начнется в 2008-2010-м годах.
Вот если это опять не окажется пустым обещанием и если в том же направлении будет развиваться инвестиционная политика самих предприятий, то у нашей оборонки, где сосредоточены все современные технологии наши, есть будущее. Есть шанс выжить.
Однако время. До свидания.
(c) 1996-2000, OPT
127000, Россия, Москва, Академика Королева ул., д.19, ДИП, служба Web-ресурсов
Комментарии и отзывы по дизайну присылайте Web-мастеру ОРТ
Ирине Бржевской
Воспроизведение материалов или их частей запрещено без согласования с Контент-мастером ОРТ
Дмитрием Воробьевым
При использовании материалов необходима ссылка на Общественное Российское телевидение как источник информации
и линк на главную страницу официального сайта ОРТ
(http://www.ortv.ru)