ЦИВИЛИЗАЦИЯ Искусство русского авангарда - одна из самых блестящих страниц в истории отечественной культуры. Это искусство несло в себе огромный творческий потенциал и во многом предопределило основные художественные направления культуры 20 века.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ. АМАЗОНКИ РУССКОГО АВАНГАРДА: НАТАЛЬЯ ГОНЧАРОВА, ОЛЬГА РОЗАНОВА И ВАРВАРА СТЕПАНОВА
В прошлом году в Государственной Третьяковской галерее прошла выставка "Амазонки авангарда", на которой было представлено творчество знаменитых женщин-художниц: Натальи Гончаровой, Надежды Удальцовой, Александры Экстер, Ольги Розановой, Варвары Степановой и Любови Поповой. Ранее эта выставка была показана в США, Германии, Италии и Англии. На ней побывали более миллиона человек, что сделало ее самой посещаемой русской зарубежной выставкой на рубеже 20-21 веков.
Искусство русского авангарда - одна из самых блестящих страниц в истории отечественной культуры. Это искусство несло в себе огромный творческий потенциал и во многом предопределило основные художественные направления культуры 20 века. Триумф русского авангарда был бы немыслим без участия шести художниц, представленных на этой выставке.
Наталья Сергеевна Гончарова (1881 - 1962) - внучатая племянница знаменитой Натальи Гончаровой-Пушкиной, была, пожалуй, самой знаменитой и экстравагантной художницей русского авангарда. В живописи ей подражали Талин и Малевич, в театре - Пабло Пикассо. Вместе со своим мужем Михалом Ларионовым она разработала одно из первых направлений беспредметного искусства - лучизм. Ее персональная выставка 1913 года в Москве, где Гончарова показала около 800 работ, изменила отношение художественной критики к русскому авангарду. После выставки художница получает приглашение Сергея Дягилева работать за границей над оформлением спектаклей "Русских сезонов в Париже". После первого же спектакля Гончарова стала звездой мировой величины.
Ольгу Владимировну Розанову (1886-1918) следует поставить в ряд главных фигур русского авангарда. К беспредметному искусству Розанова пришла самостоятельно через абстрактные коллажи, которые она создавала для оформления футуристических книг с заумными стихами Алексея Крученых. Став активной участницей организованного Малевичем общества "Супремус", Розанова создает свой вариант супрематизма, основанный на выявлении различных возможностей цвета на плоскости. Собственная теория цвета Розановой в последние годы жизни была реализована в цветописи - новом направлении, которое из-за ранней смерти художницы найдет свое продолжение лишь через 50 лет. Она мечтала цветными прожекторами творить композиции в воздухе, а не на холсте, предсказав появление цветомузыки.
Варвара Федоровна Степанова (1894-1958) была одной из пяти художников, которые осенью 1921 года подписали смертельный приговор станковой живописи и ушли в дизайн. Как и ее муж - Александр Родченко, она стала ведущим теоретиком и практиком конструктивистского движения. По мысли конструктивистов Принцип Целесообразности должен был заменить и изъять из жизни весь "эстетический мусор", передав его в ведение охраны памятников роскоши и старины. Мастерские должны были превратиться в экспериментальные лаборатории, а искусство активно вторгнуться в жизнь, чтобы создать новый быт для нового человека. Мечтая воплотить принципы конструктивизма в жизнь, Степанова искала любые возможности для осуществления своих проектов. Так выходили первые книги с обложками конструктивистов, рождались театральные установки для театра Мейерхольда, идеи конструктивизма утверждались в рекламной графике, оформительском
и прикладном искусстве.
15 марта в 22.45
ВЛАДИМИР ВОРОШИЛОВ 10 марта исполняется год со дня смерти Владимира Ворошилова. ОРТ представляет документальный фильм о нем. Это первая попытка вглядеться и понять уникальный феномен Владимира Ворошилова как режиссера, драматурга и ведущего.
ВЛАДИМИР ВОРОШИЛОВ: ИГРА - РЕПЕТИЦИЯ ЖИЗНИ
Программа "Что? Где? Когда?", ставшая на 25 лет для Владимира Ворошилова главным делом его жизни, дает возможность специалистам утверждать, что ее Автор - едва ли не единственный на нашем телевидении человек, который сумел сформулировать и постоянно развивать идею абсолютно неповторимой и абсолютно российской телевизионной игры.
В фильме используются архивные материалы: фрагменты программ Владимира Ворошилова, эпизоды подготовительных работ и репетиций, а также интервью Владимира Ворошилова разных лет.
Кроме того, в фильме принимают участие: Константин Райкин; Андрей Кнышев; Константин Эрнст; Бари Алибасов; Роман Виктюк; полномочный Представитель Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации Михаил Барщевский и другие. Также в фильме зрители встретятся с самыми известными игроками элитарного клуба "Что? Где? Когда?", и коллегами Владимира Яковлевича по телекомпании "Игра".
(c) 1996-2000, OPT
127000, Россия, Москва, Академика Королева ул., д.19, ДИП, служба Web-ресурсов
Комментарии и отзывы по дизайну присылайте Web-мастеру ОРТ
Ирине Бржевской
Воспроизведение материалов или их частей запрещено без согласования с Контент-мастером ОРТ
Дмитрием Воробьевым
При использовании материалов необходима ссылка на Общественное Российское телевидение как источник информации
и линк на главную страницу официального сайта ОРТ
(http://www.ortv.ru)