Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ирландский взгляд на мир. В центре огня Были ли декабристы идиотами


За что умерли декабристы или 12 000 шпицрутенов сегодня
Звезда пленительного счастья

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман

Режиссёр Владимир Яковлевич Мотыль снимал фильм о декабристах в 1975 году в Советском Союзе. 

Авторское кино было запрещено. Картины выходили по Государственному заказу.

Теперь в России снимать можно всё. А новое кино смотреть неинтересно. Прежняя искренность заменена напускным патриотизмом или самокритикой. Не то, чтобы обманывают, просто не знают, где искать правду...  

Во времена испытаний дается благодать на создание шедевров, в качестве компенсации за бытовые страдания. Да и присутствовал в советских поколениях благородный дух дореволюционных предков.  


Мотыль: "Я привык иметь дело с классикой, с великолепными драматургами. Это привело к потребности познавать историю человечества и моей страны. Я открыл подлинные мемуары декабристов, эпоха завораживала какой-то иной системой нравственного отсчета, понятиями чести, во многом утраченными в тогдашнем обществе, да и в нынешнем". 
      

Мотыль (умер в 2010 году; на мотыля ещё ловят рыбу) был сыном репрессированного поляка, сгинувшего в Соловках. Отца арестовали, когда будущему режиссёру было три года. Его мама помчалась на свидание с отцом в пересылочный пункт, но они так и не встретились. Встреча Полины Гебль с Иваном Анненковым, поручиком лейб-гвардии Кавалергардского полка перед его отправкой на каторгу. 

Отец Мотыля погиб на каторге. Маму отправили на Урал. Здесь она работала воспитательницей в колонии для малолетних преступников, а сын увлекся кино, потому что других развлечений, кроме передвижных кинотеатров, не было. 

Он снял свою "Звезду" через пять лет после "Белого солнца пустыни". 

Он писал сценарии о декабристах, цензура их не принимала, как картину борьбы интеллигенции с властью. A-лё-dissident (по-другому мыслящий).

Тогда режиссёр посвятил фильм не идеям декабристов, а женам декабристов, женщинам России, сознательно превратив картину в романтическую мелодраму, не драму, не трагедию. Это тоже не понравилось.
      
Тогда он убрал хэппи-энд: в конце фильма жёны декабристов стоят перед глухой стеной и надежды у них нет. Но это тем более не понравилось.


В Москве фильм снимать запретили. Мотыль приехал в Ленинград, где всегда любили декабристов. 

Мотыль: "Как же! По определению Ленина, декабристы разбудили Герцена (вообще-то Герцен никогда не был засоней). По Ленину, декабристы были предтечей великого счастья, принесенного Октябрем, чему и должен был служить "жандарм" в финале. Жены стоят у частокола, за которым после работы исчезали их мужья. 

Но когда комиссия Госкино принимала окончательную редакцию, в финальный момент я распахнул дверь и возмутился, почему меня не пригласили. Они все отвернулись от экрана. Так и остались в фильме глухая стена и солдат на ее фоне. Акт был подписан".
    

Фильм снимали быстро, на небольшие деньги и с огромным энтузиазмом. 

Ленинградцы, работники музеев позволили производить съемку в Зимнем дворце, в интерьерах Петродворца. 


Долго ждали снега для съемок восстания (14 декабря 1925). Хотели заменить пожарной пеной, но она ко всему прилипала. Уже решили отсылать кавалерию, но за два дня до конца съемок пошел снег. В бешеном темпе с радостью приступили к картине восстания. 

Снимал оператор Дмитрий Давыдович Месхиев - знаменитый ДД ("Дама с собачкой", "Полосатый рейс", "Долгая счастливая жизнь", "Игрок", "Труффальдино из Бергамо"), первый ДД, второй - его сын. 
      

Музыку написал гениальный Исаак Шварц (умер в 2009 году; "Ваше благородие, госпожа разлука" ("Белое солнце пустыни"); так до конца и жил на"интеллигентной" даче под Питером, там и умер во сне). 




Стихи Булата Окуджавы:


Крест деревянный иль чугунный
Назначен нам в грядущей мгле...
Не обещайте деве юной
Любови вечной на земле!   

         


Сибиряки в сценах ссылки снимались бесплатно, толпами приходили смотреть декабристов, построили для киношников острог из дорогого дерева, в натуральную величину.





27-летнего Костолевского Мотыль увидел в театре Маяковского и сразу решил, что лучше актера для исполнения роли красавца-кавалергарда найти будет трудно. 

Чиновники говорили, что декабрист из Костолевского никакой. 
Хорошо он играл только на репитициях. Во время съемок вся постановочная  группа плакала и просила заменить этого актера. 

Мотыль направил его на два месяца на ипподром, а за это время снял две трети фильма. Остались сцены с Анненковым.

Мотыль: "И вот, наконец, мы начали работу над эпизодом конной прогулки Ивана Анненкова с Полиной Гебль, ее играла польская актриса Эва Шикульска. Помните, как он осыпает ее цветами? 

И вот все готово, съемочная группа настроилась на веселье, памятуя о том, как запарывал дубли этот увалень. 

И вдруг!.. Все буквально онемели... Вчерашний "растяпа" и "недотепа" так красиво и уверенно держался в седле! 
Так лихо проделывал прямо-таки цирковые номера, что... ему аплодировали даже вчерашние недруги! 
А киноначальство сделало вид, что никакого запрета на съемки Костолевского и не было!..".


Костолевский: "Меня должны были снимать в одной из камер Петропавловской крепости. Все было по-настоящему: надели кандалы и приковали к стене. Потом установили осветительные приборы и забыли обо мне. 

Целых четыре часа пришлось дрожать от холода в этом жутком каземате. Но я не роптал: думал, что так и надо. Наконец обо мне вспомнили. Все прибежали. 


Начинаем снимать эпизод, где Полина предлагает Анненкову бежать, а он отказывается: не может бросить друзей. И вот Эва Шикульска мне говорит свой текст, а я настолько задубел, что языком не могу повернуть. От бессилия слезы брызнули из глаз. Все, - подумал я, - завалил съемку. А после оказалось, что эпизод - один из лучших в фильме...".




 

Полька Эва Шикульска с самыми красивыми в Европе голубыми

 глазами - мадемуазель Полин ("Даже если бы я подыхала с голоду, всё не вышла бы за мешок с деньгами!").


Шикульска, кстати, любит Россию, русский язык:
"Когда я снималась в "Звезде пленительного счастья" в роли красавицы-француженки, мне надо было как-то лопотать по-французски. 

Специально для меня пригласили прекрасную учительницу, свободно говорящую по-французски. Но этот язык, увы, не стал моим. Зато по-русски я не только говорила свободно, но даже думать на нём начала". 


"Кто знает: не в этих ли местах покоится прах моего дядюшки, самого веселого человека на земле?".    




Сначала Мотыль хотел посвятить фильм одному из повешенных декабристов - Каховскому, Петру Григорьевичу (1797/9-13.07.1826). Каховский  был одинок и озлоблен, мечтал стать "русским Брутом".

После сцены повешения сам оператор ДД подойдёт к Виктору Костецкому и пожмёт ему руку.





 

Потом Мотыль решил сделать фильм по воспоминаниям энергичной француженки Полины Гебль-Анненковой (1800-1876; "Моя жизнь - комета"). Но советская цензура возмутилась. Как можно ставить француженку во главу наших славных дел? 



Полина Гебль родилась во Франции в аристократической, но обедневшей в ходе революции семье. Отец её погиб в Испании. А дядюшка участвовал в войне 1812 года с русскими и погиб при Бородине 7сентября или 26 августа. Прощаясь с родными, он говорил, что вряд ли вернется, потому что русские - прекрасные воины, которые никогда не отступают. 


Анненкова приговорили по второму разряду к 20 годам каторги, потом сократили до 15-ти. 

На следствии он и вправду говорил, что нечестно доносить на своих товарищей. 

Его отправили в Петропавловскую крепость. 
 Полину лодочник действительно зимой, сквозь льдины перевёз на другой берег Невы на свидание с Анненковым. 

Сидя в Петропавловке, Анненков пишет Полине: " "Где ты? Что с тобой? Боже мой, нет даже иголки, чтобы положить конец страданиям". 

Он думал, что Полина его бросила, решил покончить с собой. Полина была беременна, но из Москвы примчалась в Петербург, заплатила лодочнику, добралась до крепости, передала Ивану медальон с запиской: "Я поеду с тобой в Сибирь". 

 

 



НИКОЛАЙ I:
- Мадемуазель, но это не Ваша родина!
ПОЛИНА ГЕБЛЬ:
- Я откажусь от родины, Ваше величество!

НИКОЛАЙ:
- Кто Вы? Его жена?
ГЕБЛЬ:
-Нет. Но я мать его ребёнка.

Царь принял ее прошение. По словам декабриста Якушкина, без Полины Анненков бы "совершенно погиб". 

Полина: "Надо сказать, что много было поэзии в нашей жизни. Если много было лишений, труда и великого горя, зато много было и отрадного. Всё было общее - печали и радости, всё разделялось, во всём друг другу сочувствовали. Всех связывала тесная дружба, а дружба помогала переносить неприятности и помогала забывать многое".



Красавица Ирина Купченко (родилась в Вене) сыграла княгиню Екатерину Ивановну Трубецкую (21.10.1800-14.10.1854; "несите кандалы!"), дочь французского эмигранта Лаваля (Владислав Игнатьевич Стржельчик). 

В Париже она познакомилась с князем Сергеем Петровичем Трубецким и вышла за него замуж. Она была не очень красивой, маленького роста, полной, но подвижной. 




Князь Сергей Трубецкой (1790-1860) - Алексей Владимирович Баталов. Актёр не раз говорил, что может сниматься только у друзей - у тех, кто его понимает - потому что каждой роли отдает все. 



Мария Раевская вышла замуж по воле отца. А потом отправилась за мужем в
Сибирь. 
Позднее Наталья Бондарчук еще раз сыграет Марию Волконскую в своем фильме о Пушкине. 
В начале "Звезды" князь Волконский сжигает бумаги и передает Мари письма Пушкина. Постановщики хотели вставить сцену, как Пушкин провожает Марию Волконскую в Сибирь, но цензоры запретили: великий русский поэт не должен являться только в эпизоде. 

Судьба Волконской трагична.

 


ВОЛКОНСКИЙ:
- А если бы мое участие в делах Общества оказалось бы помехой семейному счастию, то я, хотя и скрипя сердце, лучше бы отказался от счастья, чем изменил бы моим убеждениям и долгу.

РАЕВСКИЙ:
- Господь Всемилостивый! Да как же ты венчался-то с грехом этаким?



Василий Ливанов - Николай I (1796-1855, император - 1825-1855) был жестоким человеком. 

В детстве он любил бить палкой друзей, став императором, ввел жестокие наказания шпицрутенами (нем.: Spießruten - "хлыст"). 

В армии императора не любили, прозвали Николаем Палкиным. 



Однажды в Сибири поймали шайку разбойников, наводившую ужас на целую губернию. Местный губернатор предложил их казнить. 
Николай Первый написал ему: "В России, слава Богу, нет смертной казни и не мне ее восстанавливать, а дать каждому из разбойников по двенадцати тысяч палок". 

Но смертная казнь в России по приговору военных и чрезвычайных судов применялась, а Николай Первый начал свое царствование с подписания смертного приговора пяти декабристам.

Больше трех тысяч палок не мог выдержать даже самый здоровый человек. Он умирал.


Декабристов не повесили

 

Есть версия, что декабристов не повесили.
Кондратия Рылеева, Павла Пестеля, Петра Каховского, Сергея Муравьева-Апостола и Михаила Бестужева-Рюмина пытали, на раны их лили горячую смолу, потом четвертовали, а тела зарыли Бог знает где. 

И такую страшную уже для того времени (19 век!) казнь Николай скрыл от общества. Он дико боялся, как и все российские государи, народного восстания, но Европе усиленно преподносил себя в качестве просвещенного государя.

Он хотел отомстить дворянам за убийство своего отца, Павла Первого (12 марта 1801) и деда, Петра Третьего (6 июля 1762).

Также Николай жаждал расправиться с заговорщиками по методу Екатерины Второй. Императрица четвертовала Пугачева и четверых его соратников (10 января 1775). И Николай Первый выбрал именно пятерых человек для казни. Он панически боялся перемены строя в России по западному образцу.

Декабристов казнили 13 (25) июля 1826 года. 
Возможно, Сергей Иванович Муравьев-Апостол (в фильме актер Александринского театра в Ленинграде Юрий Сергеевич Родионов (профессор Аранакс в "Капитан Немо")) тогда произнес: "Проклятая земля, где не умеют ни составить заговоры, ни судить, ни вешать" 

или "Боже, спаси Россию и царя!".



Кондратий Рылеев из Американского акционерного общества 


Сегодня возводят памятник Милорадовичу, причисляют Рылеева к американскому обществу и оригинально отвечают на вопрос:

ПОЧЕМУ ДЕКАБРИСТЫ ПОШЛИ ПРОТИВ ЦАРЯ? 



Они боролись за власть? Но власти им хватало с избытком, жили они, как государи, а единственной их обязанностью было раскланиваться с генеральным Начальником на балах.


Были ли декабристы идиотами? Волконские и Трубецкие. Были, не в медицинском смысле.


Некоторые всё-таки думают, что декабристы надеялись только на добрую память потомков. Они отлично понимали, что при существующем режиме в случае поражения не отделаются штрафами. А восстание подготовлено не было. Оно произошло спонтанно, на энтузиазме декабристов. "Народ" не очень доверял им.



 





ТРУБЕЦКОЙ Северное общество (Баталов):
- Военная храбрость и политическое безрассудство - не одно и то же! В наших обстоятельствах восстание - гибель.
РЫЛЕЕВ (Янковский):
- Да, мы погибнем... Но пример... останется.




Кто сегодня пойдёт на смерть или хотя бы откажется от своих привилегий ради идейной мечты? чтобы потомки сказали о вас: "они были героями".








На смерть за правду сегодня пойдут некоторые журналисты (Даян Шакиров), а также простые граждане, не добившиеся справедливости в судах относительно своих личных дел.






 



Письмо Анненкова жене:

Госпоже П 

Ангел, которого я обожал всю мою жизнь! 

С того времени как я знаю, что ты настаиваешь на выполнении обещанной жертвы, молчаливое восхищение - вот единственное чувство, дозволенное человеку, который недостоин тебя ни в каком отношении. 

Только бы ты никогда не пожалела о том, что ты делаешь для человека, который, вероятно, никогда не будет в состоянии вознаградить тебя. 

Не трогайся в путь без хорошего экипажа и без слуги; возьми предпочтительно того, кто выразит сам желание следовать за тобою; и если бы это мог быть повар, то было бы очень хорошо. Петр - может быть, но не нужно, чтобы это было насильно. Женщину же везде можно найти, и не обременяй себя какой-нибудь принцессой, которой нигде не будет достаточно хорошо. Захвати с собою все, что только ты сможешь взять, мои вещи также, если только они еще целы, помни, что я ничего не дарил моему дядюшке, не забудь мои книги. 



В избранное