Интернет-портал Век вендинга VEQ.RU Власти не понимают принципов вендинговой торговли
Эксперимент по развитию вендинговой торговли в Москве, в глазах властей, становится несостоятельным. Хотя именно столичные власти, ранее выступили инициатором развития вендинга, с поддержки государства.
Все началось в 2011 году, сначала были планы, потом совместно с НААТ (российская ассоциация вендинговой торговли) была разработана концепция размещения торговых автоматов в городе, потом опять планы, обещание тендеров на установку, новые схемы, проекты. Главное все сводилось
к одному, — к 2015 году, власти планировали установить в столице 90 тысяч торговых автоматов разного направления. Потом это число упало до 4 тысяч. А на сегодняшний день число установленных в рамках проекта торговых автоматов, не приблизилось даже к пятисот.
«Эта схема — нечто эфемерное, на контурных картах крестиками обозначены разрешенные места размещения объектов, — рассказывает РБК, предприниматель и муниципальный депутат Марушкино Ольга Косец. — Такие карты существуют отдельно по каждому району города, по отдельным паркам и ведомствам: метрополитен, ФГУ «Гормост».
Об общей схеме размещения торговых автоматов чиновники заговорили весной 2012 года, когда на заседании межведомственной комиссии (МВК) рассматривались планы по развитию автоматизированной торговли, была привлечена к работе НААТ. 90 тысяч вендинг-машин по планам чиновников должны были увеличить доходы городского бюджета на 4 млрд руб. в
год.
Общие принципы реализации проекта «Вендинг», были разработаны весной 2013 года. Согласно проекту, планировалось ежегодно размещать 10,5 тыс. торговых автоматов в 2013–2014 годах. План-график предполагал, что схема размещения объектов должна была быть утверждена 29
августа 2013-го, а первые аукционы по продаже мест аренды должны были состояться 11 сентября того же года. Средняя стоимость аренды могла составить 23 тыс. руб. за 1 кв. м в год.
Так как вендинговый автомат «в поле» не поставишь, то к точкам, где согласно схеме, должны были
стоят автоматы, предполагалось подвести электричество.
Но после того, как курировавший проект Андрей Шаронов (бывший вице-мэр по экономической политике города) ушел из мэрии осенью 2013-го, заниматься проектом стало некому и существующие идеи были разбросаны по разным
департаментам.
Виноваты террористы
Надо
отдать должное, что все-таки в рамках проекта кое-что реализовано было, например, появилось несколько автоматизированных киосков «Все Сам», дизайн которых делала студия Артемия Лебедева. Но сами по себе киоски, по мнению представителей вендинг-рынка, требуют «астрономических вложений» и пока не оправдывают себя.
Практически одновременно с автоматизированными киосками «Все Сам», в подземных переходах на площади трех вокзалов, появились вендинговые аппараты японской вендинговой сети DyDo.
Вендинговые автоматы по продаже молока,
сети «А-Молоко», в рамках эксперимента, появились еще раньше. И по словам владельцев молокоматов, аппараты пользовались значительной популярностью.
«Нам предложили установить десять молокоматов в рамках фестиваля роботизированной торговли в августе 2014 года сроком на три месяца», — объяс¬нил гендиректор и совладелец ООО «А-Моло¬ко» Иван Соломаха. За это время, по словам предпринимателя, власти хотели понять, насколько проект выгоден.
«Спрос был большой, —
утверждает Соломаха. — Мы продавали по 200–400 л молока в день, и для нас это было более выгодно, чем поставлять продукт крупным переработчикам». В рознице его молоко раскупали по 50 руб. за литр, а переработчики дают не больше 20 руб.
Но столичный Роспотребнадзор
выступил против проекта.
«Через
молокоматы продается не пастеризованное молоко, и при изменении температуры, например, когда отключается подача электричества, оно превращается в яд, — пояснил Глава департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк, РБК. — Сам молокомат слабо защищен от вандалов. Доступ к наливному устройству, куда покупатель вставляет бутылку, — открыт, и любой террорист может намазать ядом подающее устройство и тем самым нанести вред большому числу людей».
Департамент торговли предложил владельца молокоматов отказаться от тары покупателей, но компания не прислушалась к рекомендациям.
«Доступ к раздающему устройству есть во всех кофейных автоматах — тогда их также нужно запретить? — рассказывает Соломаха. — Все это очень похоже на пустую болтовню, когда вместо помощи и поддержки чиновники начинают давать бессмысленные советы. Нас уверяли, что к концу 2014-го будет
разработана схема размещения вендинговых автоматов по всему городу и начнутся аукционы по аренде мест, но этого не произошло. Мы продолжали торговать молоком, несмотря на то что законных оснований для этого у нас не было».
«Эксперимент закончен, и у них нет права оставлять
молокоматы», — подтверждает Немерюк.
Власти не понимают принципов вендинговой торговли
Президент НААТ Борис Белоцерковский настроен более оптимистично, чем другие игроки рынка вендинга.
«Не все так плохо. У города возник новый интерес к теме вендинговой торговли, и уже утверждена программа установки первых 450 автоматов».
Немерюк подтвердил, что новая схема установки 4 тыс. торговых автоматов по всему городу уже разработана. Схема
якобы уже прошла согласование Москомархитектуры, в ближайшее время начнутся первые аукционы по правам аренды. Но Пресс-секретарь Москомархитектуры Мария Ульянова сообщила РБК, что ведомство пока никакой схемы не согласовывало.
В ФГУ «Гормост» в конце апреля провели аукцион на
размещение вендинговых автоматов. Было разыграно два лота на права аренды для установки 151 торговых автомата на срок на 11 месяцев.
На первый лот аукциона — установку торговых автоматов рядом с Московским зоопарком и при выходе из станций метро «Курская» и
«ВДНХ» — начальная цена выросла более в чем вдвое, до 9,9 млн руб.
По итогам торгов в право установки 76 автоматов получило ООО «Искра Фудсервис», принадлежащее питерскому предпринимателю Егору Спиваковскому.
Но несмотря на то, что аукцион «Гормоста» вызвал большой интерес участников рынка, президент НААТ отметил, что цена аренды на аукционе была поднята чересчур высоко.
«Мы также участвовали, но цена слишком выросла (до 12 тыс. руб. с аппарата в месяц), — объяснил он. — Возможно, победитель намерен вернуть часть средств за аренду за счет рекламно-маркетинговой деятельности, например, покраски автоматов в цвета какого-то
бренда».
По словам Белоцерковского, московские власти, по каким-то причинам, считают вендинг очень прибыльным бизнесом, поэтому назначают такие высокие ставки аренды. По его словам, среднерыночная ставка в Москве — 10–20 тыс. руб. в год.
Другой участник торгов, отметил, что завышенные ставки аренды показывают, что власти просто не знают, как работает вендинговый бизнес.
«Средний доход с одного кофейного автомата составляет в Москве 11 тыс. руб. в месяц, снекового — 25–30 тыс. руб. Как при таком обороте можно платить аренду 5–12 тыс. руб. в месяц? — спрашивает он. — Рентабельность кофейного автомата еще позволяет отбить такую аренду, но
кому нужен кофе из автомата при выходе из метро? Власти не хотят заниматься этой сферой бизнеса серьезно».
И все-таки, не смотря на недопонимание властей, вендинг-рынок готов принять участие в эксперименте, вендинговые сети, готовы вкладывать свои средства. Число торговых
автоматов в Москве за последние три года увеличилось более чем на 60%, до 25 тыс. единиц, по оценкам Национальной ассоциации автоматизированной торговли (НААТ), но к сожалению, больше половины из них, размещены частным образом, в торговых центрах и офисах, а не в рамках проекта «Вендинг».