- без наличия качественного удостоверения (для продукции российского производства), сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность;
- с нарушением целостности упаковки и в загрязненной таре, без этикеток (или листов-вкладышей);
- при отсутствии необходимых условий для соблюдения температурных и влажностных условий хранения;
- с истекшими сроками годности;
- нерасфасованной и неупакованной, кроме групп продуктов, определенных законодательством Российской Федерации;
- без наличия на этикетке (листе-вкладыше) информации, наносимой в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также нормативной и технической документации.
Понятно, что выполнить требования всех правил практически невозможно, поэтому старайтесь не идти на прямой конфликт с представителями санитарных органов. Чаще всего проще договориться и прийти к разумным компромиссам, чем искать правду в неравной схватке с государственным учреждением. Тем более что инструкций так много и они подчас так запутаны, что вспоминается старая милицейская поговорка "Был бы человек, а статья найдется".
Отдельный вопрос - вендинг аппараты и использование контрольно-кассовых аппаратов. В Украине пункт о торговых автоматах нашел отражение в соответствующем Законе "О регистраторах расчетных операций" (РРО). Согласно ст. 2 Закона о РРО продажа через торговые автоматы осуществляется за наличные средства или их заменители - жетоны, платежные карточки - без выдачи кассового чека. Расчеты с покупателями осуществляются в автоматическом режиме путем получения денежных средств и выдачи товара. Если позволяет программное устройство торгового автомата, то расчеты возможны с предоставлением сдачи монетами или банкнотами.
В свою очередь, п. 9 ст. 3 Закона о РРО освобождает торговые автоматы от ежедневного печатания фискальных отчетных чеков и хранения их в книгах учета расчетных операций. Кроме того, п. 10 этой же статьи освобождает торговые автоматы и от печатания контрольных лент.
К сожалению, российское законодательство в этом плане несколько отстало. Российским автоматам также разрешено производить продажи без обязательной выдачи чека, но это в виде исключения. Процитируем выписку из протокола № 4/76-2003 заседания Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 18.12.2003:
"Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2003 г. № БА-П5-14804 и в соответствии с пунктом 2 поручения Правительства Российской Федерации от 11 июля 2003 г. № ХВ-П5-8206 на очередном заседании Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам рассмотрены следующие вопросы:
VI. Об использовании торговых автоматов.
Считать возможным продление до 1 января 2005 года срока использования на территории Российской Федерации торговых автоматов при осуществлении денежных расчетов с населением, установленного решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 26 сентября 2002 года (п. 7 раздела V протокола № 6/71-2002)".
Упомянутое решение Госкомиссии как раз и разрешает использование торговых автоматов без функции выдачи чека.
Остается надеяться, что законодатели все же сумеют выбраться из того тупика, в который себя загнали, и на смену "временному" порядку придет постоянная норма закона.
Вендинг и налоги. Хотя отечественное законодательство и не оговаривает отдельно режим налогообложения автоматической торговли, мне представляется, что использование Закона о едином налоге на вмененный доход является оптимальным способом "заплатить и спать спокойно", а главное, не тревожить своей деятельностью сон фискальных органов.